Новости

17.09.2013 09:50
Рубрика: Экономика

Речные пороги

Жители СЗФО охладели к водным круизам из-за аварий и высоких цен
Количество туристов, которые путешествуют по России речным транспортом, ежегодно снижается примерно на 100 тысяч человек.

Спад, по оценкам Ростуризма, наблюдается с 2009 года. В 2012 году речными артериями страны воспользовались 13,7 миллиона человек, в том числе 350 тысяч туристов - на 30 процентов меньше, чем в 2011 году. Почему россияне потеряли интерес к речным круизам, выяснила корреспондент "Российской газеты".

"Булгария" потопила рынок

Одним из центров речного туризма в нашей стране продолжает оставаться Санкт-Петербург. В прошлом году, по информации Ространснадзора, речные круизные суда совершили в город на Неве около 500 заходов и перевезли больше 200 тысяч пассажиров, из которых 150 тысяч - иностранцы. Вместе с тем эксперты наблюдали резкое снижение числа российских туристов, отправившихся в речные путешествия из Санкт-Петербурга.

- Эту тенденцию связывают, прежде всего, с трагедией теплохода "Булгария" - как в части отказов со стороны потребителей, так и в части ужесточения мер безопасности, - комментирует ситуацию председатель комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Александр Шапкин.

Впрочем, дело не только в "Булгарии", крушение которой унесло жизни 122 человек. Аварии на речных судах происходят регулярно. Недавний трагический пример - столкновение пассажирского теплохода "Полесье-8" с баржей буксира-тягача на Иртыше, в результате которого погибло 6 человек, еще 47 пострадали. Не стоит забывать и про прошлогоднюю аварию в месте слияния Невы и Фонтанки в Санкт-Петербурге. Теплоход "Росси", на борту которого находилось 13 пассажиров, столкнулся с сухогрузом "Келарви", опрокинулся и затонул. Никто не погиб только по счастливой случайности.

Позже выяснилось, что судовладелец "Росси" не имел лицензии, а капитан судна нарушил требования всех нормативно-правовых документов в области безопасности судоходства. В частности, теплоход не был укомплектован экипажем на 100 процентов, а корпусные конструкции судна переделывались без согласования с Российским речным регистром.

- Несмотря на недостаточный уровень комфорта, в европейской части России речной круизный флот относительно востребован, - отмечает начальник управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Петр Ермолаев. - У предпринимателей возникает мотивация, и они перевозят пассажиров судами, которые не отвечают нормативным требованиям. Нелегальные перевозки в ряде регионов России достигают 60-70 процентов.

При этом, по словам Петра Ермолаева, за некоторыми нарушениями следуют лишь символические штрафные санкции. К примеру, несоблюдение правил эксплуатации судов, равно как и отсутствие прав на управление судном у капитана, карается административным штрафом - от 500 до тысячи рублей. А за нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров на судах владелец водного транспорта заплатит от 300 до тысячи рублей.

- Необходимо значительно повысить размеры штрафов, поскольку текущие санкции не заставляют нарушителей соблюдать установленные требования, - продолжает Петр Ермолаев.

Кижи дороже Кипра

Еще одна причина, по которой у россиян упал интерес к речным круизам, - высокая стоимость путевок. За семидневный тур "Санкт-Петербург - Москва" придется заплатить минимум 20-25 тысяч рублей за одного человека, максимум - около 50 тысяч рублей.

Цена на пятидневный тур "Санкт-Петербург - Кижи - Петрозаводск - Санкт-Петербург" начинается от 9-10 тысяч рублей и заканчивается 25-30 тысячами рублей за одного человека. Однако в пять дней путешествия включены вечернее отправление и утреннее прибытие, то есть полноценная круизная программа рассчитана только на три дня. А минимальный ценник подразумевает двухъярусную каюту, по уровню комфорта напоминающую двухместное купе поезда с санузлом и душем. Если учесть, что неделя "горящего" отдыха в трехзвездочном отеле где-нибудь в Турции или на Кипре с вылетом из Санкт-Петербурга стоит около15 тысяч рублей, а за 50 тысяч рублей можно улететь на десять дней в Таиланд, неудивительно, что многие туристы предпочитают заграничные курорты российскому речному отдыху.

Как отмечают представители круизных компаний, конкурировать со многими другими видами отдыха водные круизы не могут из-за сложной экономики речного флота.

- Стоимость речного тура складывается из многих составляющих, - делится информацией петербургский региональный руководитель одной из крупнейших российских круизных компаний Екатерина Горобец. - Снизить цены можно за счет отказа от некоторых услуг на борту и сокращения численности сервисного персонала, но это сказывается на комфорте путешествия. Поэтому мы не устраиваем глобальные распродажи, а разрабатываем специальные предложения на различные круизы для пенсионеров, семей, школьников, студентов, что позволяет привлечь новые категории туристов.

Стоимость путевок "подогревают" цены на судовое топливо, на долю которого приходится 40-50 процентов в общем объеме затрат круизных операторов. В сентябре 2007 года топливо стоило 21-22 тысячи рублей за тонну. К середине 2008 года оно подорожало на 30-40 процентов, из-за чего круизные операторы понесли существенные убытки по уже проданным путевкам. Сейчас судовое топливо стоит 26-30 тысяч рублей за тонну, и снижения планки в ближайшее время ожидать не приходится.

- В Европе топливо освобождается от акцизов и продается для круизных компаний по льготной цене, - продолжает Екатерина Горобец. - В нашей стране такой практики, к сожалению, нет. К тому же цены на топливо растут каждый год, что, безусловно, отражается на стоимости путевок.

Порт уже не тот

Важный фактор, сдерживающий развитие речного круизного туризма, связан с физическим и моральным старением флота и портовой инфраструктуры. По данным Российского речного регистра, средний возраст речных круизных транспортных средств в нашей стране превышает 38 лет.

- Нормативный срок эксплуатации судов составляет 25-35 лет, предельный по факту достигает 50-60 лет, - делится информацией Петр Ермолаев. - Таким образом, через 10-20 лет будет списано больше половины речного флота, что приведет к резкому падению объемов пассажирских перевозок на речном транспорте.

Если в области грузового судостроения в последние годы наблюдается некоторая активность (только с 2000 года было построено около 200 грузовых судов, в основном по заказам судоходных компаний), с обновлением пассажирского флота дела обстоят гораздо хуже. В рамках федеральной целевой программы "Транспортная стратегия Российской Федерации в период с 2010 по 2015 год" предполагалось построить 5 пассажирских судов. Фактически же с 1991 года удалось создать только два таких транспортных средства: трехпалубное круизное судно "Александр Грин" на 112 пассажиров и мелкосидящее судно "Сура" на 40 пассажиров. Для сравнения, с 1991 по 2012 год на Дунае, Рейне, Майне, Одере и других европейских реках вступило в строй больше 110 новых круизных судов.

"Казалось бы, давно пора строить новый флот, - пишет в своем блоге председатель совета директоров одной из крупнейших российских круизных компаний Александр Соснин. - Но из-за высокой стоимости строительства и сезонности эксплуатации круизного флота окупаемость таких судов в разумные сроки находится под большим вопросом. Тем более что пока в нашей стране возникают большие сложности с привлечением долгосрочных кредитов".

В ноябре 2011 года вступил в силу федеральный закон о поддержке судостроения, согласно которому судостроительные предприятия и судоходные компании, заказывающие новые транспортные средства на российских верфях, получают существенные налоговые льготы. Кроме того, до 2013 года при строительстве флота на российских верфях часть затрат на уплату процентов по кредитам можно было возместить с помощью субсидий.

- Данные меры эффективно работают для грузового, особенно нефтеналивного флота, но для строительства круизных судов этого недостаточно, - подчеркивает Александр Соснин. - Здесь требуется дополнительная государственная поддержка. Наиболее оптимальным вариантом видится финансирование строительства серии круизных судов через государственную лизинговую компанию, которая затем передавала бы суда круизным компаниям в долгосрочный бербоут-чартер (по договору фрахтования судна без экипажа. - "РГ").

При этом круизные лайнеры обходят стороной многие интересные стоянки, которые могли бы вписаться в маршрут, из-за отсутствия элементарных условий для приема туристов. Проблемы с состоянием речного флота накладываются на неразвитую портовую инфраструктуру.

- В Санкт-Петербурге на фоне пассажирского морского порта, одного из лучших в Европе, далеко не в лучшую сторону выделяются речные объекты, - рассказывает Александр Шапкин. - Особенно удручающая ситуация сложилась в месте причаливания судов на проспекте Обуховской Обороны, где инфраструктура, за исключением причальной стенки, отсутствует как таковая. По иронии судьбы раньше здесь располагался Речной вокзал, и причал сохранил это название.

Так или иначе, российскому круизному рынку удалось преодолеть кризис 2009-2012 годов. Как заявил президент союза "Национальная палата судоходства" Алексей Клявин, с начала 2013 года наблюдается рост спроса на круизы по России на 35-40 процентов. По мнению экспертов, одна из причин позитивного явления связана со снижением аварийности на речном транспорте, в прошлом году она сократилась почти на 50 процентов.

- У теплоходов нашей компании в этом году наблюдалась достаточно хорошая загрузка - 85-90 процентов, - комментирует ситуацию Екатерина Горобец. - По ряду направлений суда были загружены на 100 процентов.

Справка "РГ"

На внутренних водных путях Российской Федерации зарегистрировано около 26 тысяч судов различного класса. Ежегодно речной флот перевозит свыше 10 миллионов пассажиров и 130 миллионов тонн грузов.

Экономика Транспорт Водный транспорт Экономика Туризм Филиалы РГ Северо-Запад СЗФО Санкт-Петербург СЗФО Карелия Развитие туризма в России