Намечено принять решения по согласованию тарифной политики и планов, стимулирующих международный грузовой транзит по стальным магистралям участвующих в программе ТРАСЕКА Украины, Молдовы, Турции, стран Средней Азии и Закавказья.
Эта программа инициирована Европейским союзом для создания альтернативы международному транзиту через Россию и Беларусь. Однако разногласия между странами-участницами по вопросам прежде всего тарифной политики мешают выработке согласованных решений по привлечению новых международных грузопотоков.
Впрочем, их объем за истекшие пятнадцать лет данной программы возрос примерно в восемнадцать раз, чему способствовали крупные иностранные инвестиции в железнодорожно-портовую инфраструктуру тех же стран - свыше миллиарда евро. По динамике этих показателей транзитные магистрали Российской Федерации и Республики Беларусь пока проигрывают.
По оценкам Министерства иностранных дел РФ, ТРАСЕКА нацелена на международные перевозки грузов, минуя российскую территорию. У организаторов проекта имеются планы привлечения в него Монголии, Вьетнама, Беларуси, ряда стран Восточной Европы. По сути, происходит формирование новых направлений для крупных и одновременно стабильных грузопотоков из Азиатско-Тихоокеанского региона в Закавказье, Среднюю Азию, на Ближний Восток и в Западную Европу, как и в обратном направлении.
Россия, естественно, предпринимает ответные шаги. Так, растет провозная способность многих участков Транссиба, в том числе примыкающих к стальным магистралям Казахстана, КНР, Монголии и Северной Кореи; реализуются проекты новых портов и специализированных терминалов в Дальневосточном регионе РФ. Кроме того, к концу сентября намечено восстановить прямое железнодорожное сообщение Транссиба с северокорейскими портами, примыкающими к границам России.