По одной из версий маска из черного бархата (именно из этого материала была выполнена маска на самом деле - прим. авт.) скрывало лицо незаконного брата или даже брата-близнеца французского короля Людовика ХIV. Так ли это на самом деле - до сих пор неизвестно, но этот таинственный персонаж навсегда останется неотъемлемой частью французской истории, впрочем, как и сама Бастилия. Долгое время эта крепость наводила ужас на жителей Парижа и вплоть до Великой французской революции оставалась символом самодурства королей и их приближенных. Сегодня "РГ" вспоминает наиболее известных узников знаменитой королевской тюрьмы.
Во времена правления одного из самых жестоких королей Франции Людовика XI Бастилия превратилась в место решения политических проблем, причем это решение не обходилось без кровопролития. Зимой 1475 года, после казни графа Сен-Поля, участвовавшего в заговоре против короля, другой знатный господин - Жак Д' Арманьяк бежит из Парижа и укрывается в своем замке Карлат вместе с женой и двумя детьми. Боясь за жизнь своей семьи, он решает отойти от государственных дел и закончить свою жизнь в затворничестве, однако, в июле 1476 года перед его воротами появляются три всадника: герцог Пьер де Бурбон, адмирал Франции Луи де Гравиль и кавалер Бофиль де Жюж. Гости передают Д' Арманьяку послание Людовика, который желает восстановить добрые отношения с герцогом и предлагает ему сражаться за него. Получив письмо короля и заверение в том, что ему ничего не грозит, Жак соглашается и ночью, в тайне от жены, покидает замок с двумя сыновьями. Однако он так и не добрался до столицы, солдаты арестовывают его прямо в лесу и отправляют в Лион, а оттуда в Бастилию. Оказавшись в железной клетке, герцог узнает о смерти жены и о конфискации своих земель. До исполнения смертного приговора он молит короля о встрече с детьми, но увидеть их ему удастся только на эшафоте. Жан и Луи переживут жестокую смерть отца и также окажутся в Бастилии. Старший брат, Жан, не выдержав мучений, лишился рассудка и умер в тюрьме. Людовик вынес все и был освобожден в 1483 году, после смерти короля Людовика XI. Людовик XII сделал его вице-королем Неаполитанского королевства.
Талантливый финансист, который в первые годы правления Людовика XIV был одним из самых могущественных и богатых людей Франции. Будучи выходцем из средних слоев он сделал головокружительную карьеру и к тридцати годам стал министром финансов. Однако это был слишком доверчивый человек, он никогда бы не смог подумать, что против него готовит заговор сам король и его советник Кобре. 16 августа 1661 года Фуке устроил в одном из своих замков невиданный по размаху праздник, на котором присутствовал и король. Знатного гостя так потрясло богатство казначея, что он с презрением отверг предложение хозяина принять в дар поместье и решил его отобрать. "Семнадцатого августа в шесть часов вечера Фуке был повелителем Франции, - пишет Моран, - в два часа ночи он был превращен в ничто". 7 сентября Фуке был доставлен в анжерскую тюрьму. Отсюда начался его двадцатилетний путь по тюрьмам и крепостям. Из Анжера его перевезли в Удон, затем в Агранд, Амбуаз, Тур. Наконец, 18 июня 1663 года его заключили в Бастилию. От смертной казни его спасло заступничество писателей и деятелей искусства, Париж любил и уважал Фуке. После суда большинством голосов было принято решение о высылке заключенного за пределы Франции, однако, король заменил приговор на пожизненное заточение в Бастилии. В продолжение тринадцати лет Фуке запрещалось переписываться с родными и видеться с кем-либо. Только в 1678 году режим его содержания был несколько смягчен: он смог гулять по крепости и встречаться с родственниками. 23 марта 1680 года Фуке, во время одного из таких свиданий, упал без чувств на руки сына и тут же скончался от сердечного приступа. Ему было шестьдесят пять лет.
В 1674 году, по случаю очередной победы в войне Голландией, ученики и профессора Клермонтской коллегии написали трагедию и пригласили Людовика XIV присутствовать на премьере. Королю настолько понравилось представление, что он разрешил переименовать учебное заведение. Уже на следующий день деревянная табличка с изображением креста была заменена на мраморную плиту, где было высечено "Коллегия Людовика Великого", а крест был заменен лилиями. Один из учеников, увидев нововведение, решил пошутить над рвением профессоров угодить королю, за что поплатился тридцатилетним заточением в Бастилии. Это был шестнадцатилетний юноша из богатой ирландской семьи - Франсуа Сельдон. После занятий он подозвал фонарщика, что-то прошептал ему на ухо, сунул в руку экю и передал лист бумаги. На другой день ученики увидели на дверях коллегии латинское двустишие:
"Нечестивое племя! Иисусу предпочитаете вы лилии,
Вместо Бога поклоняетесь вы королю".
Эпиграмма стала причиной настоящего скандала, а шутника тут же арестовали. Из Бастилии он вышел только в 1705 году, благодаря тому, что он стал наследником приличного состояния своих родителей. Иезуиты заключили сделку с Сельдоном, получив сто тысяч лир годового дохода и продолжали его опекать после освобождения. Однако о том, что он видел в Бастилии бывший студент не имел права никому рассказать, иначе он бы снова оказался за стенами королевской тюрьмы.
Этого заключенного можно по праву назвать одним из самых упорных беглецов в истории Бастилии. Попав в знаменитую тюрьму в 1748 году за невинный обман маркизы де Помпадур, Латюд провел в заточении больше тридцати пяти лет. Долгие месяцы после ареста он пытался вернуть благосклонность маркизы, но все было напрасно. Получив очередной отказ об освобождении он впервые решил бежать. Однажды, когда тюремщик отпер дверь его комнаты, приглашая узника выйти на прогулку, Латюд выскочил на лестницу, запер перед носом у тюремщика входную дверь и убежал в лес. Добравшись до Парижа он решил написать маркизе де Помпадур письмо с просьбой о прощении; при этом, полагая, что только знак полного доверия может загладить его вину, он указал в письме адрес дома, где скрывался. На другой день улыбающийся полицейский офицер вновь отвез беглеца в Бастилию. На сей раз он знакомится с другим арестантом, и они вместе разрабатывают новый план побега. Целых два года друзья проводили приготовления, и 25 февраля 1756 года им удалось покинуть стены Бастилии. Более того, они смогли добраться до Брюсселя, но спустя несколько месяцев Латюд и его напарник снова оказались в тюрьме. Латюда заключили в самый темный и сырой каземат, где он вновь принялся за разработку нового плана освобождения. За долгие годы, проведенные в тюрьме, он разрабатывает военный план по увеличению армии, который был принят и использован королем. Однако положение заключенного не улучшилось. Следующая попытка бегства вновь вернула его в Бастилию, но в 1784 году, благодаря постоянным ходатайствам посочувствовавшей ему особы, Латюд был освобожден. На свободе он прожил еще 20 лет, приобретя известность, как автор различных мемуаров. В июле 1789 года ему довелось присутствовать при взятии крепости, из которой ему не раз удавалось бежать.
Самый громкий процесс времен Людовика XVI - "дело об ожерелье королевы" - был связан с именем знаменитого "графа" Калиостро, настоящее имя которого Джузеппе Бальзамо. Этот гениальный шарлатан, выходец из бедной итальянской семьи, смог одурачить не одну знатную семью в разных странах мира. В 1776 году он покупает титул графа и становится одним из членов масонской ложи розенкрейцеров. Спустя некоторое время он объявляет себя основателем новой масонской системы - египетской. В своем новом амплуа Калиостро побывал в Голландии, Германии, России, но особенный успех он имел во Франции, где его поклонниками становятся герцоги, писатели и знатные вельможи. В Париже Калиостро сближается с придворной интриганкой графиней Ла Мот. По совету наставника графиня уверила кардинала де Рогана, что королева Мария Антуанетта хочет тайком купить громадное бриллиантовое ожерелье, которое ювелиры Бемер и Бессанж продают за миллион шестьсот тысяч франков. Желая вновь попасть в милость к королеве, Роган соглашается на сделку, но в кредит. Когда спустя несколько недель ювелиры пришли со счетом во дворец, возмущению короля не было предела. После ареста кардинала в Бастилию попали Ла Мот, Калиостро и его беременная жена. Несмотря на то, что дело было довольно громким, участники шантажа недолго пробыли в стенах тюрьмы. Но и этого времени хватило, чтобы темный маг попал в список самых таинственных заключенных крепости. После освобождения Калиостро переезжает в Рим, оттуда в Швейцарию, а затем в Рим, где был схвачен инквизицией. Его арестовали и приговорили к смерти, замененной затем на пожизненное тюремное заключение. Калиостро перевозили из темницы в темницу; в одной из них он и умер в 1795 году, после шести лет заключения.