Тьерри Эскеш: Меня вдохновляет музыка григорианских традиций

В Калининграде завершился VIII Международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева. Лауреатами стали Алина Никитина, Санкт-Петербург (1-я премия), Михал Кокот, Польша (2-я премия и спецпремия "За лучшее исполнение произведений Микаэла Таривердиева"), Кателин Эмерсон, США (3-я премия). Председатель жюри, всемирно признанный композитор, органист и импровизатор Тьерри Эскеш, дал интервью "Российской газете".

Как вы находите конкурс органистов?

Тьерри Эскеш: Исполнители показали высокий уровень во время всех туров. Если сравнивать конкурс имени Микаэла Таривердиева с другими, то уровень органистов этого конкурса значительно их превосходит. И что немаловажно, здесь очень дружелюбная атмосфера.

Вы развиваете традиции григорианского пения...

Тьерри Эскеш: Музыка григорианских традиций меня вдохновляет. Когда мне было 6 лет, я стал штатным органистом и часто находился в атмосфере григорианской музыки. В то же время я сочинял композиции для аккордеона и волынки. В моей музыке есть два ориентира: народные ритмы и мистическое звучание, и они всегда находятся в неком противостоянии.

Как педагог Парижской консерватории вы можете выделить современные тенденции в органной музыке?

Тьерри Эскеш: Сегодня во Франции нет борьбы между разными органными школами. Многие работают в романтическом стиле, но это не мешает композиторам работать, скажем, с современной музыкой и музыкой барокко. Некоторое время назад во Франции не преподавали импровизацию для музыкантов, сейчас эта дисциплина вернулась. Я считаю этот предмет важным для исполнителей.

Говорят, что на вашу карьеру очень повлияло знакомство с Оливье Мессианом...

Тьерри Эскеш: Я встречал Мессиана всего один раз, но почему-то об этом часто говорят. Он был композитором-импровизатором, так же как и я. Большинство моих произведений написано для оркестра, и я большое значение придаю окраске, гармонии, как Мессиан, Дебюсси, Равель. С другой стороны, между нами есть значительная разница. С точки зрения формы, ритма, наложения музыкальной структуры, я стараюсь извлечь из музыки личное. Для меня важнее показать свою личность, нежели веяние современности. Если композитор выражает свою индивидуальность, ему не следует порывать связь с традициями. Ими нужно питаться. Тогда, имея за своей спиной наследие музыки, ты самовыражаешься, не думая о том, что выражаешь время. Я не стараюсь привнести новизну, но не хочу быть консерватором.