Тем временем уже в ближайшие дни в Сирию могут вернуться инспекторы ООН. Речь идет о поэтапном выполнении согласованного на прошлой неделе в Женеве главой МИД России Сергеем Лавровым и госсекретарем США Джоном Керри совместного плана по полному уничтожению сирийского химоружия. А вот дальше возникают вопросы, на некоторые из которых пока нет однозначных ответов.
К примеру, кто будет гарантировать безопасность ооновских экспертов в стране, где идет кровопролитная гражданская война? Или каким образом будут взяты под международный контроль все сирийские объекты, на которых хранятся отравляющие вещества?
Эксперты почти на 100 процентов уверены, что для этого в Сирию придется вводить ограниченный иностранный военный контингент. Будут ли среди них российские военные? Источники сообщают, что, скорее всего, будут. Речь идет о войсках радиационной, химической и биологической защиты.
Нет сомнений, что их мандат предстоит подробно согласовывать на ооновском уровне. Причем ограниченному контингенту предстоит обеспечить безопасность в Сирии не только самих объектов, где находится химоружие, но и территории вокруг них. И тут опять возвращаемся к условиям гражданской войны.
Генсек ООН Пан Ги Мун уже призвал стороны сирийского конфликта заключить мир на время, необходимое для уничтожения химоружия. И воспользоваться этой передышкой для проведения переговоров в рамках международной конференции "Женева-2". Лавров накануне дал понять, что со своей стороны готов гарантировать "хоть завтра" участие с подобных переговорах официальной делегации из Дамаска.
А вот оппозиция, с которой, по словам Керри, у США налажен "тесный контакт", никак не может договориться между собой. Более того, вчера стало известно об ожесточенных боях в Сирии между различными группировками боевиков. А ведь Керри не раз давал российским дипломатам слово мобилизовать оппозицию для мирных переговоров. Что-то не клеится у Вашингтона работа с повстанцами!
Миссия ооновских экспертов при этом становится все более невыполнимой, если учесть, что часть сирийского химоружия находится у боевиков. Керри об этом практически открытым текстом заявил на пресс-конференции в Женеве по итогам переговоров с Лавровым. Ну кто из экспертов, какой бы мандат ему ни предоставили, полезет в те районы Сирии, где хозяйничают боевики "Аль-Каиды"? Вряд ли те, кто перед камерами отрезают головы попавшим в плен, добровольно сдадут для уничтожения свой химический арсенал.
Западные политики в последние дни заявляют, что в сложившихся условиях почти все сейчас зависит от России. Однако вышеперечисленные факты говорят о том, что как раз Россия свою часть дипломатической договоренности уже практически выполнила, а вот США никак не могут перейти от слов к делу. А может быть просто не хотят?