Железнодорожные билеты на дальние расстояния могут резко подорожать

Железнодорожные билеты на дальние расстояния могут резко подорожать, предупреждают эксперты. Такой сценарий возможен, если будет принято решение ликвидировать субсидии на расстояния более 1,5 тысячи километров.

Подобные идеи обсуждаются с подачи минфина. Не исключено, что частично деньги железнодорожников перераспределят в пользу авиации. Но это не решит проблем - авиапутешествия доступны не всем и не везде.

Сейчас государство делает акцент на поддержке авиаперевозок, говорят аналитики. Причем от субсидирования отдельного пассажира переходят к субсидированию рейса по маршруту в целом. Это означает, что авиаперевозчик застрахован от убытков при низком пассажиропотоке, государство оценивает поддержку маршрута через комплексный показатель эффективности субсидирования фактического пассажирооборота. Такой механизм может разделить риски между авиакомпанией и государством, позволяет осваивать новые маршруты. Но в нынешнем виде механизм позволяет авиакомпаниям получать субсидии без оценки перспектив маршрута, открывать рейсы на невостребованных и неэффективных маршрутах, где в силу объективных причин пассажиры выбирают железнодорожный транспорт, констатируют эксперты. Возникает ситуация, когда фактически за счет средств бюджета развивается межвидовая конкуренция на одних и тех же маршрутах, что неэффективно ни с точки зрения развития транспортной системы, ни с точки зрения бюджетной эффективности.

В стране немало мест, куда самолеты не летают

Вместо перераспределения средств надо сделать так, чтобы человек сам выбирал, каким видом транспорта воспользоваться, а государство субсидировало ему поездку, предлагают эксперты. Но предварительно надо просчитать, как часто можно получать "скидку" на поездку, кому она положена. Речь должна идти о 20 миллионах россиян, доходы которых ниже прожиточного минимума, считает председатель правления Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. Остальные граждане, по его мнению, в состоянии купить билет без поддержки государства. Если следовать такой схеме, конкуренция между видами транспорта обострится, а базовые тарифы могут снизиться. Соответственно, отпадет необходимость тотального субсидирования, прогнозирует он. Пока же по тем направлениям, где есть один авиаперевозчик и нет железной дороги, билет стоит не менее тысячи долларов.

Очевидно, что в 2014 году сокращать субсидии нельзя, реформировать рынок следует постепенно. В противном случае может произойти взвинчивание цен. Отмена субсидирования на железной дороге ударит по незащищенным слоям населения, предупреждает представитель Общественной палаты Наталья Терешина. Стоимость билетов на некоторых востребованных маршрутах может резко вырасти, предупреждают эксперты. Например, маршрут Екатеринбург - Новосибирск имеет протяженность 1525 км. Для поездки в плацкартном вагоне пассажир вынужден будет приобрести два билета, например, Екатеринбург - Омск и Омск - Новосибирск. Общая стоимость такой поездки вырастет на 18 процентов.

Тем временем

Два крупных российских авиаперевозчика снижают цены на билеты экономкласса на дальневосточных рейсах на 20 процентов. Скидки будут действовать на маршрутах, связывающих Москву с Благовещенском, Владивостоком, Хабаровском и Южно-Сахалинском.