Минздрав Беларуси и Минздравсоцразвития России объединят усилия

Недавний экспертно-медийный тур, который организовали для российских журналистов, чтобы показать всю палитру высокотехнологичной медпомощи в Беларуси, дал повод вновь заговорить о союзных программах. Действующих и еще готовящихся к запуску.

Как уже сообщал "СОЮЗ", по словам министра здравоохранения Беларуси Василия Жарко, сейчас российские и белорусские медики вместе ведут такие программы, как, например, "Стволовые клетки", "Детская онкогематология", "БелРосТрансген". В ближайших планах - совместная работа по инсультам, туберкулезу, общим подходам к заболеваниям опорно-двигательного аппарата у детей. Эти программы находятся на согласовании в Союзном государстве. Дело за финансированием. Если оно будет выделено, то в 2014-2016 годах сотрудничество медиков вступит в новую фазу. Ведь сами направления определены предельно точно - ныне это болевые точки не только здравоохранения наших стран, но и мира в целом.

Держать удар

О том, что Минздрав Беларуси и Минздравсоцразвития России подумывают объединить усилия в амбициозном проекте по борьбе с инсультами, заговорили еще два года назад, на II Евразийском конгрессе кардиологов в Минске.

Дело в том, что мозговые удары встречаются, по некоторым оценкам, в наших странах в 2-2,5 раза чаще, чем в развитых европейских. И здесь нужно понимать: в острой стадии инсульт становится фатальным для 25-30 процентов пациентов, к концу первого года - более чем для половины, среди преодолевших недуг лишь каждый пятый возвращается потом к прежней жизни. Затраты госбюджета на лечение и реабилитацию непомерно высоки, а знания людей, чувство самосохранения оставляют желать лучшего. Причем инсульт серьезно помолодел - настигает и в 40, и в 30 лет... А наработок по лечению и профилактике, специализированных операций, способных в пиковых случаях помочь, считают эксперты, недостаточно.

Участник с белорусской стороны - РНПЦ неврологии и нейрохирургии. Цель - сформировать с российскими коллегами единую политику и воплотить ее на практике. В частности, речь о создании целого проекта по снижению негативных последствий инсульта среди экономически активного населения и единой системы оказания адресной специализированной медицинской помощи гражданам России и Беларуси, пострадавшим от цереброваскулярной болезни и ее грозных последствий. Для этого, конечно, нужна материальная база, а значит, в повестке дня стоит вопрос о внедрении инновационных технологий диагностики, лечения и реабилитации и вообще об оснащении профильных лечебных учреждений оборудованием по лучшим медицинским стандартам. По информации начальника главного управления организации медицинской помощи Минздрава Беларуси Елены Богдан, планируется также внедрить в лечебную практику те разработки и научные достижения, которые ученые уже получили в ходе выполнения собственных программ. В общем, все нацелено на то, чтобы аккумулировать лучшее и новейшее - на единой технической базе и с едиными подходами, конечно же, с упором на профилактику.

Пограничная ситуация

Человечество недолго праздновало победу над туберкулезом, которая было замаячила с изобретением антибиотиков: к концу XX века чахотка вновь заявила о себе. Сегодня и Беларусь, и Россия входят в число стран, выражаясь официальным языком ВОЗ, с высоким бременем туберкулеза вообще и множественной лекарственной устойчивостью в частности. Число пациентов, которым не помогают уже основные лекарства, за последние пять лет увеличилось в разы. И хотя борьба с туберкулезом объявлена приоритетной, ситуация весьма напряженная. Миграционные потоки на территории Союзного государства только осложняют дело. По-прежнему проблема - выявить и амбулаторно пролечить туберкулез среди нелегальных мигрантов и выехавших на сопредельные территории, поскольку нет системы регистрации и быстрого взаимного информирования о больных такого рода, как нет и единых протоколов диагностики и лечения. А ведь нужно внедрять и "быстрые" молекулярно-генетические методы, которые дадут подсказку врачу в течение нескольких часов. Поэтому так важно вместе поставить инфекции заслон. К слову, совместно с Институтом фтизипульмонологии Санкт-Петербурга белорусский РНПЦ пульмонологии и фтизиатрии уже проводит исследования по мониторингу мультирезистентного туберкулеза, а некоторые разработки воплощаются на практике в сотрудничестве с НИИ туберкулеза РАМН.

По мнению экспертов, нам просто необходима единая система компьютерной регистрации, учета и эпиднадзора за этой инфекцией, чтобы оперативно обмениваться информацией. Плюс надо оснастить бактериологические лаборатории приграничных территорий, где вопрос стоит наиболее остро, оборудованием для молекулярно-генетической диагностики мультирезистентного туберкулеза и провести специальный скрининг среди местных жителей и работающих мигрантов.

Подход - персональный

Позвоночник - одна из тех зон человеческого тела, которая у каждого имеет уникальное строение. И чем больше специалисты будут учитывать в лечении конкретные особенности, тем больше шансов у пациента пойти на поправку. Под это и задумывалась готовящаяся программа по разработке новых спинальных систем в хирургическом лечении детей с тяжелыми врожденными деформациями и повреждениями позвоночника, участниками которой станут белорусский РНПЦ травматологии и ортопедии, российский Научно-исследовательский детский ортопедический институт им. Г.И. Турнера, Объединенный институт проблем информатики НАН Беларуси и минское предприятие-изготовитель НП ООО "Медбиотех".

Суть в том, чтобы создать научно-технологическую основу диагностики, прогнозирования течения тяжелых случаев, а также современные хирургические технологии и новые спинальные системы с использованием 3D-проектирования и прототипирования. Да так, чтобы эти разработки имели реальную долгосрочную экспортную перспективу и способствовали импортозамещению. Чтобы для каждого маленького пациента был проложен индивидуальный маршрут комплексного обследования и лечения. Другими словами, хирургия позвоночника должна приблизиться к идеалу - подходу персонифицированному, за который ратовал еще Гиппократ. По приблизительным оценкам, эта программа потребует финансирования - 115 млн российских рублей.