19.09.2013 13:19
    Поделиться

    На Алтае будут развивать всесезонный туризм

    Не лучшим образом сказалось дождливое лето на привлечении туристов. Снижение турпотока на Алтае (включая турбазы Республики Алтай) по сравнению с прошлым весьма успешным сезоном эксперты оценивают в 5-30 процентов. Между тем, по данным краевых властей, поток туристов в регион сохранился на прежнем уровне.Чтобы преодолеть зависимость отрасли от погоды и времени года, участники рынка стремятся активнее развивать всесезонные виды отдыха, событийный, лечебный туризм.

    - Погодные условия, конечно, сыграли свою роль - в мае-июне загрузка гостиниц и турбаз была достаточно низкой, - отмечает представитель одной из туристических компаний региона Ольга Бокова. - Однако в июле ситуация выправилась, практически все базы на берегах Катуни были заняты. Но уже в августе начался традиционный спад. В целом, если брать загрузку турбаз в районе Катуни (и в Алтайском крае, и в Рес- публике Алтай) с начала мая и до конца июня, то снижение турпотока оценивается экспертами примерно на треть по сравнению с 2012 годом. Хотя сезон еще не завершился, и сейчас, несмотря на осень, круглогодичные места размещения заполнены. Туристов привлекают осенние скидки, да и летом многие участники рынка снижали цены, предлагали различные бонусы, чтобы заполнить турбазы и гостиницы в дождливый сезон.

    Менее зависим от прихотей природы лечебный и оздоровительный туризм. Отдыхающие охотно ехали в здравницы Белокурихи, лечебницы Ярового.

    - Результаты сезона, несмотря на погоду, оказались не такими уж плохими, - подтверждает начальник отдела туризма администрации города Яровое Марина Кириленко. - Если в прошлом году, только по официальным данным, в Яровом побывало 72 тысячи туристов, то в 2013-м, по предварительным оценкам, будет около 68-70 тысяч. Падение турпотока незначительное. Думаю, во многом это связано с тем, что люди приезжают на лечение, бронируют места заранее. Правда, активный сезон в этом году "ужался" практически до одного месяца - июля. Но зато цены на размещение были очень демократичными: около 500 рублей в день с человека, тогда как в прошлом году стоимость одного места доходила до 1000 рублей и выше.

    В Белокурихе, по словам замдиректора одного из крупнейших санаторных комплексов Олега Акимова, свободных мест нет и сейчас. "Мы не ощутили снижения турпотока, плохая погода не остановила желающих поправить здоровье", - подчеркнул он.

    Но не только погода отразилась на предпочтениях туристов. Еще одним неблагоприятным фактором стала высокая стоимость перелетов, которая этим летом еще значительнее выросла из-за низкой конкуренции между авиаперевозчиками. В разгар сезона цена авиабилетов до Москвы доходила до 20 тысяч рублей, Санкт-Петербурга - до 30 тысяч.

    Губернатор Алтайского края Александр Карлин еще в марте обратился в правительство РФ с просьбой субсидировать стоимость авиаперелетов по основным направлениям. Предложение главы региона было поддержано, но пока данный механизм не заработал.

    - Предложения по субсидированию в 2014 году авиарейсов "Барнаул-Москва-Барнаул", "Барнаул-Сургут-Барнаул", "Барнаул-Иркутск-Барнаул" направлены в министерство транс-порта России, - пояснил корреспонденту "РГ" начальник управления Алтайского края по развитию туристско-рекреационного и санаторно-курортного комплексов Юрий Захаров. - Сейчас этот вопрос рассматривается в департаменте государственной политики в области гражданской авиации. Мы надеемся, что он будет решен положительно, и в федеральном бюджете-2014 заложат средства на компенсацию авиаперелетов.

    А вот среди положительных факторов, привлекающих на Алтай туристов, эксперты называют развитие современной инфраструктуры и дополнительных услуг - экскурсий, тематических маршрутов, событийного туризма. Участники рынка отмечают растущую популярность различных арт-туров, його-туров, свадебных путешествий. Пользуются спросом автомаршруты Малое и Большое золотое кольцо Алтая, фестиваль "Казачья подкова". Событийный туризм, по словам Юрия Захарова, сегодня представлен практически в каж-дом районе края. Это кулинарные праздники, фестивали, спортивные состязания, песенные конкурсы, где интересно побывать туристам.

    - Если бы не наращивание инфраструктуры и развитие событийного туризма, падение турпотока в этом сезоне могло быть более значительным, - уверен руководитель компании "Туроператоры Алтая" Валерий Копытский. - Правда, мы пока не умеем эти мероприятия проводить на качественном уровне, получать от них максимальную отдачу, но это дело времени - научимся. Более глобальная для туристической отрасли региона проблема - сезонность. Ее только организацией мероприятий не решишь. Нужны благоустроенные и комфорт-ные круглогодичные места размещения, а главное - идея, способная зимой привлечь туристов на Алтай. Сегодня только Белокуриха может похвастать более или менее стабильной работой круглый год - благодаря лечебной базе. В Горном Алтае туристическая активность зимой низкая. Имеющиеся здесь горнолыжные трассы, к сожалению, не выдерживают конкуренции с горнолыжным отдыхом в Шерегеше (Кемеровская область). А других идей - что делать в Горном Алтае зимой - пока нет. Но надеюсь, что они появятся, поскольку и участники рынка, и региональные власти заинтересованы в развитии круглогодичного туризма.

    Справка "РГ"

    В 2013 году в Алтайском крае туристов принимали свыше 180 гостиниц, 44 санаторно-курортных учреждения, 149 турбаз и организаций, 164 "зеленых" дома. Всего в регионе сегодня насчитывается 47,4 тысячи мест едино-временного размещения туристов.

    Поделиться