Новости

19.09.2013 15:40
Рубрика: Экономика

"Потенциал Печорского угольного бассейна раскрыт недостаточно"

Текст: Виктор Девицын (Сыктывкар)
Запасов Печорского угольного бассейна (ПУБ) хватит на десятки лет, однако потенциал месторождений Республики Коми не учтен в полной мере "Энергетической стратегией России на период до 2030 года". Об этом на V Северном инвестиционном форуме "Освоение минеральных ресурсов европейского Севера России" заявил глава республики Вячеслав Гайзер.

- Мы являемся ключевым поставщиком угля не только в Северо-Западном федеральном округе, но и в Европейской части России, - сообщил он. - Печорский угольный бассейн (ПУБ) является вторым в России бассейном по запасам угля и крупной, перспективной сырьевой базой для развития коксохимии, энергетики, а в перспективе - и добычи метана. На территории ПУБ известно около 30 месторождений угля и углепроявлений, в том числе 11 месторождений с разведанными балансовыми запасами.

Уровень добычи коксующихся марок угля Вячеслав Гайзер охарактеризовал как стабильный. Это связано, в первую очередь, с благоприятной конъюнктурой коксующихся марок углей на внутреннем рынке и высокой ценой (в сравнении с энергетическими углями) на них.

Стабильный спрос на угли коксующихся марок открывает неплохие перспективы освоения группы северных месторождений: в рамках единого транспортного коридора из Воркуты и далее на север до побережья Карского моря могут быть освоены Сырьягинское и Паэмбойское месторождения, находящиеся на территории Республики Коми, а также Силовское, Янгарейское и Талотинское, расположенные в Ненецком автономном округе. Угли этих месторождений относятся к остродефицитным маркам, используемым для производства металлургического кокса.

"Энергетическая стратегия России на период до 2030 года" предполагает увеличение доли угля в структуре топливного баланса страны. Она должна возрасти к 2030 году до 46 процентов. В Стратегии к числу новых месторождений, подлежащих разработке, отнесено и Сейдинское месторождение, расположенное в южной части Воркутинского угленосного района.

- Однако, мы считаем, что роль ПУБ, определенная стратегией, заниженa, - продолжил Вячеслав Гайзер. - Не учтены в полной мере другие новые месторождения, многие из которых уже подготовлены к промышленной разработке.

Близость этих месторождений к центрам потребления энергетического сырья в Европейской части России и странам Европы, а также имеющаяся и строящаяся в сравнительной близости транспортная инфраструктура в сочетании с заявленной в Стратегии модернизацией северных морских портов - все это, по словам главы Республики Коми, позволяет считать, что ПУБ может и должен внести существенный вклад в энергообеспеченность и энергобезопасность России, а также обеспечить значительные экспортные поставки угля.

Министр развития промышленности и транспорта Республики Коми Андрей Самоделкин в своем выступлении отметил, что в ПУБ охотно идут инвесторы: наряду с "Северсталью" в регион пришел еще один крупный недропользователь - ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат".

- С приходом этой компании началось освоение крупнейшего месторождения коксующихся углей - Усинского, - заявил Самоделкин. - Сейчас энергетическим углем ПУБ обеспечиваются 45 процентов потребителей СЗФО, на 20 процентов нашим углем обеспечены Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы.

Для устойчивого развития ПУБ, считает министр, необходимы подготовка и введение в эксплуатацию новых месторождений и объектов. В первую очередь геологического доизучения требуют участки месторождений, которые потенциально востребованы недропользователями в районах с развитой социальной и транспортной инфраструктурой.

Что же касается собственно транспортной инфраструктуры, Андрей Самоделкин отметил:

- Пропускная способность железных дорог по основным угольным направлениям достигла предельных значений. Один из путей решения этой проблемы - развитие отечественного производства вагонов повышенной грузоподъемности и модернизация всей инфраструктуры.

Министр сообщил, что только на расширение транспортного коридора Кузбасс - Северо-Запад потребуется 230 миллиардов рублей, а аналогичная работа в направлении Кузбасс - Дальний Восток оценивается примерно в 200 миллиардов.

- Если бы это нужно было только угольщикам... Но транспортный коллапс самым непосредственным образом коснется и других отраслей-производителей массовых грузов, - считает Самоделкин. - На наш взгляд, этой проблемы могло бы и не быть, если бы параллельно с Кузбассом динамично развивали ПУБ. Он выгодно расположен в европейской части страны с коротким плечом доставки до потребителей, способным обеспечить потребности металлургии и энергетики в угле. Не секрет, что льготная тарификация Кузбасса в последнее десятилетие привела к тому, что традиционные рынки ПУБа в европейской части страны были замещены кузбасским углем. При этом экономическая выгода превалировала над разумной логистической политикой. Решение этих проблем с учетом перспективы развития отрасли возможно лишь при сбалансированной политике как транспортников, так и энергетиков. Сейчас, мы надеемся, тарифная политика РЖД будет меняться в соответствии с духом рыночной экономики.

Тем более, как отметил министр, "потенциал промышленного роста Кузбасса практически исчерпан". Тогда, не исключено, объемы добычи угля с нынешних 13-14 миллионов тонн в год "подтянутся" к показателям советского времени (рекорд - 30,8 миллиона тонн в 1988 году).

Говоря о перспективах развития ПУБ, Самоделкин также обратил внимание на планируемое освоения континентального шельфа и малоизученных районов Заполярного Севера в контексте Стратегии развития арктических районов России. Это будет способствовать вовлечению в промышленный оборот особо ценных углей коксующихся марок, расположенных в Хальмерьюсском и Коротаихинском районах.

- В настоящее время, в этих районах активно ведется строительство газотранспортной системы "Бованенково - Ухта", вполне реальна перспектива создания портовой инфраструктуры на побережье Северного Ледовитого океана, - сообщил министр. - Эти факторы, несомненно, благоприятно скажутся на перспективах развития не только ПУБ, но и Тимано-Печорской нефтегазовой провинции. В этой связи возможность использования транспортной и энергетической инфраструктуры угледобывающих городов Воркуты и Инты, как стратегических и промышленных центров государственного освоения Арктических территорий России трудно переоценить.

Кстати

В конце августа прошло заседание Комиссии по вопросам стратегии развития топливно- энергетического комплекса и экологической безопасности под председательством президента РФ Владимира Путина. На нем Вячеслав Гайзер внес предложение включить угольные активы Коми в сферу льгот по налогу на добычу полезных ископаемых. "Освобождение от уплаты налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в течение первых десяти лет - это мера по стимулированию недропользователей к промышленному освоению новых месторождений, - объясняет глава Республики Коми. - Существенной проблемой, ограничивающей развитие ПУБ, является недостаточная изученность его геологической составляющей. Необходима переоценка запасов месторождений в кондициях, соответствующих современным условиям. Острая необходимость в угле двух металлургических компаний - ОАО "Северсталь" и ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" - привела к тому, что проведение геологоразведочных работ в целях дополнительного изучения в пределах лицензионных шахтных полей нового Усинского месторождения эти недропользователи осуществили за собственный счет. Далеко не все инвесторы готовы делать это. Поэтому освобождение от уплаты НДПИ в первые десять лет эксплуатации месторождения для потенциальных инвесторов - действенная стимулирующая мера".

Экономика Отрасли Ресурсы Филиалы РГ Северо-Запад СЗФО Республика Коми Сыктывкар V Северный инвестиционный форум