20.09.2013 13:39
Поделиться

"РГ" побывала на родине рода Мамсуровых

Корреспонденты "РГ" посетили Даргавское ущелье, откуда вышло большинство известных осетинских фамилий, в том числе, род Мамсуровых. Его представителями являются нынешний глава РСО-Алании Таймураз Мамсуров, а также легендарный Хаджиумар Мамсуров, Герой Советского Союза, замначальника ГРУ, ставший прототипом героя романа Хемингуэя "По ком звонит колокол".

Как сообщили нам в министерстве культуры РСО-Алании, близ селения Даргавс, неподалеку от которого находится крупнейший на Северном Кавказе историко-археологический памятник под открытым небом "Город мертвых", построят новый этнотуристический комплекс "Даргавская долина". Мы отправились на место будущего строительства.

Горы и склепы

Комплекс, как уточнили специалисты, заработает в 2014 году. На первом этапе реализации проекта предполагается строительство осетинской сакли. Она будет расположена возле некрополя "Город мертвых".  На возведение сакли в республиканском бюджете заложено два миллиона рублей. Однако средств необходимо гораздо больше. В перспективе к строительству комплекса в минкульте планируют привлекать инвесторов.

Проехав всю Северную Осетию, мы убедились, что, несмотря на огромные потенциальные возможности республики в плане туризма, Даргавское ущелье - пока единственная территория, отчасти выполняющая свои функции в турсфере. Этому способствуют наличие хорошей дороги (от Владикавказа до селения Даргавс полтора часа езды по асфальту) и сопутствующий на начальном этапе пути сервис (бытовые услуги, продажа сувениров, кафе и т.д.).

Турмаршрут в Даргавс проходит через Куртатинское ущелье. Здесь сохранились древние села с каменными башнями, построенными в средние века. От селения Дзуарикау наш автомобиль круто взял вверх по склону и через перевал Какадур мы въехали в Даргавскую долину. Здесь уже стояли несколько автобусов с отдыхающими из санаториев Кавминвод, а также частных машин с номерами разных регионов. Туристы жаждали посетить "Город мертвых" - комплекс из 99 полуподземных (9-17 веков) и надземных (14-18 веков) каменных склепов, служивших фамильными усыпальницами предкам осетин.


Фото:Владимир Аносов/РГ

- Умерших хоронили в полном одеянии вместе с мелкими бытовыми предметами, оружием. Примечательно, что тела усопших клали в деревянные ладьи, хотя поблизости моря нет. Эта параллель идет с греческими и скифскими традициями. Доподлинно известно также, что во время эпидемии чумы в средневековье многие заразившиеся люди добровольно уходили в склепы своих фамилий умирать, - рассказал экскурсовод, заведующий филиалом Национального музея РСО-Алании "Даргавский некрополь" Ислам Сасиев.

Чем знатнее и богаче была семья, тем выше сооружала склеп. У бедных фамилий склепы были маленькими, а то и вовсе "коробками" из каменных плит. По словам Сасиева, сегодня "Город мертвых" уже не такой, каким был несколько десятилетий назад. Дело в том, что он находится в некотором отдалении от села, и контролировать его постоянно не было возможности, чем пользовались многочисленные научно-исследовательские экспедиции, забиравшие много экспонатов бронзового и других веков, знаменитой кобанской культуры. Наведывались сюда в поисках золота и человеческих черепов мародеры, поэтому, несмотря на защиту памятника ЮНЕСКО, захоронения сильно разграблены.

Осетинский дом

Когда "Город" взял под свое крыло Национальный музей, некрополь огородили и ввели плату за вход: взрослый билет сегодня стоит 50 рублей, детский и студенческий - 30. Сейчас все уцелевшие значимые экспонаты, по словам Сасиева, находятся в головном музее, поэтому туристам в некрополе представляют в основном архитектурный аспект сооружений. Но Нацмузей планирует вернуть оставшиеся предметы быта, утвари, одежду и тогда можно будет говорить об этнокультурной и исторической значимости филиала.

Как подтвердила директор Национального музея РСО-Алании Лариса Сохиева, будущий этнотуркомплекс будет располагаться вблизи некрополя. На начальном этапе это будет стилизованный осетинский дом с продукцией народных промыслов, национальной кухней, буклетами, фото, дисками, рассказывающими об истории и традициях населения республики. Пока туристы не изъявляют желания оставаться на ночлег в этих местах, но если возникнет такая необходимость, появится и гостиница.

- Сейчас специалисты разрабатывают проектно-сметную документацию для этнотуркомплекса. Поскольку Даргавская долина весьма насыщена памятниками природными и рукотворными, средневековыми и современными, мы составили несколько туристических маршрутов, которые включили в проект. По пути следования появятся указатели, информационные таблички и многое другое, ведь далеко не все знают о том, что дальше по ущелью находятся уникальные 750-метровые Мидограбинские водопады - самые высокие в Европе, - рассказала Сохиева.


Фото:Владимир Аносов/РГ

Кроме того, желающие могут взглянуть на фамильную сторожевую башню рода Мамсуровых высотой в 16 метров, она тоже находится неподалеку. К слову, построить такое сооружение было делом весьма затратным, на него решались только обеспеченные и многочисленные роды: один обтесанный угловой камень стоил как одна овца. В этом же ущелье высоко на скале, подобно Ласточкиному гнезду, находится уникальная Башня кровника, о которой ходят легенды. Сейчас туда пробивают тоннель.

Перспективы Даргавса

-  Безусловно, строительство этнотуркомплекса оживит эти места, ведь в Даргавсе осталось очень мало жителей. Люди начали покидать населенный пункт после схода ледника Колка в Кармадонском ущелье, когда была перекрыта единственная дорога, связывающая горное село с равниной. Сейчас новая трасса практически готова, и мы надеемся, что люди из этих мест не будут уезжать, ведь скоро появится реальная возможность вовлекать местных жителей в туристический бизнес, - отмечает директор музея. - Многие выходцы из этого села уже возвращаются, ремонтируют свои дома. Они понимают, что есть совершенно четкая перспектива продвижения этого населенного пункта.

Вместе с этнотуркомплексом появится необходимая инфраструктура, обеспечивающая подачу воды, газа, электричества. Построят даже пандусы для туристов-инвалидов. Но пока, увы, бытовые условия для посетителей некрополя оставляют желать лучшего: удобства на улице, перекусить после дороги негде.

- Для туристов должен быть стол с одноразовой посудой, возможность помыть руки, попробовать "дары гор": национальный сыр, осетинские пироги, пиво, тзыкку (изделия из масла), чуреки (кукурузные лепешки), араку (осетинский самогон), - рассуждает Ислам Сасиев.

По словам кассира-смотрителя Лены Колиевой, посещаемость музея под открытым небом сезонная: летом в солнечную погоду и в праздничные дни приезжает до 300 человек. В будни и холодные месяцы людей практически не бывает. По данным Национального музея РСО-Алании, в течение года некрополь посещают до 12 тысяч гостей. Это немного.

- Мы, конечно, планируем расширять поток туристов в связи со строительством этнотуркомплекса, и для этого будем сотрудничать с корпорацией "Курорты Северного Кавказа", республиканским комитетом по туризму, турагентствами. Это позволит многим жителям страны и иностранцам поменять свое отношение к Кавказу. Приток отдыхающих даст импульс развитию экономики. Но, с другой стороны, есть опасность того, что многочисленные гости замусорят территорию. Мы уже сейчас думаем о том, чтобы создать структуру, которая бы следила за соблюдением санитарных норм, сохранением экологии, - делится планами Лариса Сохиева.

Мнение

Валерий Торчинов, экс-председатель комитета по туризму и курортному делу РСО-Алании:

- "Городок мертвых" внесен в список ЮНЕСКО, его сравнивают с "Долиной царей" Египта. Я считаю, этот комплекс надо развивать, как решили в министерствах культуры России и Осетии. Но есть вопросы по сопутствующим объектам, не менее интересным для туристов. Возьмем Мидограбинские водопады. Зрелище и само место потрясающие. Люди туда добираются по мелким речкам. Но никто не догадается соорудить удобные мостики для приезжающих на автобусах или пешеходов. Народ прыгает по камням, скользит, рискуя упасть в воду. А пожилые туристы остаются, они попросту физически не могут туда добраться. А если обустроить это место, человеку любого возраста до водопадов полчаса ходьбы.

В республике нет серьезной туристско-рекреационной программы. И пока, увы, настоящего туризма в Северной Осетии тоже нет, есть только намерения его развивать. В когда-то гремевшем Цее сейчас несколько частных объектов работают не как турбазы или гостиницы туристского плана, а как места проживания и питания. Нет  инструкторов, которые бы водили туристов на водопады, ледники. За отдыхающих отвечают только на территории. Я встретил группу людей, которые самостоятельно шли к леднику с детьми… Там же впадины, расщелины! Гости повсеместно жгут костры, жарят шашлыки, за этим никто не следит. Словом, сегодня в республике практикуется шашлычно-постельный туризм, потому что опытные кадры ушли, а молодежи не хватает практики: профессию необходимо начинать осваивать с турсекций и детско-юношеского туризма.

Из Книги отзывов "Города мертвых":

"Привет из Миллерово! Выражаем благодарность за ежедневный кропотливый труд по сохранению памяти своего народа".

"Мне очень понравился это городок. Много слышала про него, большое спасибо, что сохранили это место. Это действительно музейная редкость. Косухина Римма. Кустанайская область, город Рудный (Казахстан)".

"Нам очень нравится Кавказ, а особенно его горы. Это место очень впечатляет своей красотой, несмотря на то, что здесь склепы умерших людей. Оно не пугает, а скорее завораживает посетителей. Спасибо! Жители Нижнего Новгорода".

"Выражаю свое возмущение по поводу коммерческого пропуска на территорию "Города мертвых". Данное место, на мой взгляд, должно быть запрещено для посещения туристами, не имеющими никакого отношения к данному погребению".

"Мы - гости из Магадана. Здесь впервые. Поражены неописуемой красотой, богатой историей. Спасибо, Кавказ, за гостеприимство!"

"Возмущены коммерческим подходом к осмотру памятников. Деньги небольшие, но стыдно за такой подход. Владикавказ".