Новости

20.09.2013 08:46
Рубрика: Общество

"Законодательство в вопросах экокатастроф несовершенно"

Текст: Вероника Горбачева (Сыктывкар)
Российское законодательство в вопросах экокатастроф несовершенно и требует серьезной доработки. Об этом на V Северном инвестиционном форуме заявил генеральный директор ООО специализированного профессионального аварийно-спасательного формирования (СПАСФ) "Природа" Александр Курченко.

- Законодательство Соединенных штатов, которое регулирует сферу деятельности в области разливов нефти, написано на 1,5 тысячи страницах. Наше - только на 147. То есть нам его еще дописывать и дописывать. Сказали "А", но не сказали "B" и "C", - сокрушается эксперт.

Виной тому, по словам Курченко, является отсутствие национального плана реагирования, которому в законодательстве США отдано 450 страниц. А в России просто нет своей глобальной программы в области ликвидации разливов нефти. Нет и организационной структуры по управлению разливами нефти. Камнем преткновения служит и вопрос финансирования. Например, в нашем законодательстве ничего не говорится по поводу того, как финансировать работы на авариях, где виновник не в состоянии или не может адекватно отреагировать на случившееся.

Вместе с тем именно в Коми случилась крупнейшая в истории страны авария, связанная с разливом нефти на суше. В 1994 году прорвало нефтепровод Возей - Головные сооружения, в результате чего по подсчету иностранных специалистов на земную и водную поверхность вылилось более 300 тысяч кубометров нефтесодержащей жидкости. Авария названа крупнейшей на суше и даже занесена в Книгу рекордов Гиннеса. Тогда нефтью было залито более 70 гектаров земель, большей частью представляющих собой заболоченную поверхность, через которую протекали многочисленные ручьи. Последствия аварии ощутили на себе жители деревень расположенных на берегах рек Колва, Уса и Печора, громадный ущерб был нанесен животному и растительному миру. Особую тревогу вызвала возможность попадания нефти в Баренцево море. Негативные экологические последствия могли затронуть Канаду, США и ряд стран Северной Европы.

- В те годы в регионе для ликвидации последствий аварии не было соответствующего оборудования, обученного для этого персонала, поэтому компания "Коминефть" под гарантию Правительства РФ взяла кредит в 125 миллионов долларов. На эти деньги было закуплено необходимое оборудование для локализации и сбора разлитой нефти, приглашены иностранные специалисты, построен новый нефтепровод взамен аварийного, - рассказал Александр Курченко. - Для того, чтобы еще раз не "наступить на грабли", за три года до появления российского законодательства по этой теме, руководством Республики Коми 31 декабря 1998 года была образована система реагирования. И, как показало время, региону она была крайне необходима. За годы существования этой системы было предотвращено сотни мелких и больших аварий. На данный момент, пока мы здесь на форуме сидим и дискутируем, специализированное предприятие ликвидирует последствия четырех аварий, содержит систему защиты реки Колвы, в непрерывном режиме перерабатывает жидкие отходы и нефтешламы на спецустановке, осуществляет строительство второй установки по переработке шламов в соответствии с договором с ОOО "Лукойл-Коми".

Курченко обратил внимание и на то, что России надо стремиться к международным стандартам в сфере природоохраны. А именно на ликвидациях разлива нефти должна работать профессиональная служба, где внештатная команда дополняет реагирование штатного формирования. В противном случае неслаженная работа лишь усугубит техногенную ситуацию.

Постановление Правительства РФ №613 (240) обязывает владельцев опасных производственных объектов изыскивать средства и заключать договоры со специализированной службой по ликвидации аварий или же самим создавать их. Международное законодательство также указывает на то, что эти службы должны быть частыми или такой же формы собственности, которую имеют нефтяные компании.

- Общеизвестно, что наши нефтяная промышленность по большому счету акционерная  или частная. Однако в республике от руководителей некоторых ведомств прозвучало, что службы реагирования будут создаваться на основе государственных унитарных предприятий. Это звучит, мягко говоря, странно. Мы отдали ресурсы частным компаниям, а службы, которые будут убирать за ними, решим создать на государственные деньги? Сейчас финансирование работ по поддержанию функционирования республиканской системы реагирования осуществляется за счет отчислений нефтяных компаний и это правильно, - резюмировал Александр Курченко.

Общество Экология Филиалы РГ Северо-Запад СЗФО Республика Коми Сыктывкар V Северный инвестиционный форум