Николай Азаров не исключил "замораживания" двух веток украинской ГТС

Перекрытие двух веток украинской газотранспортной системы (ГТС) не принесет России никакого вреда. А вот у самой Украины, да и у Европы могут возникнуть сложности, считают эксперты "РГ".

О том, что частичное "замораживание" трубопровода не исключено, заявил накануне премьер-министр Украины Николай Азаров. По его словам, мощности ГТС в настоящее время используются лишь на 60 процентов, а большие затраты на поддержание газотранспортной системы не оправдываются при ее частичном использовании.

Такое отключение некритично для России, считает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев. "Экспорт для газовой отрасли вообще не является основной статьей, у нас 75 процентов его реализуется на внутреннем рынке. В то же время само по себе замораживание труб может быть опасным для Украины и Евросоюза. Причина проста и отчасти носит климатический характер. Если будет сильное падение температуры в Европе зимой, а сейчас именно это и прогнозируется, то украинская ГТС может с нужными тогда снова увеличенными объемами не справиться", - рассказал Танкаев "РГ".

Украинская газотранспортная система является второй по протяженности в Европе и одной из самых крупных в мире, протянувшись на 37,6 тысячи километров в однониточном исчислении. При этом одним из серьезных вопросов является модернизация системы, в которой хочет принять участие и Россия. Ориентировочный объем инвестиций составляет минимум 2,57 миллиарда долларов, а срок реконструкции - около 9 лет. Полностью продавать ГТС в Украине не спешат, на данный момент так и не определившись окончательно, что с ней делать: приватизировать, сдать в аренду или передать в управление.

Тем временем Россия сократила поставки газа через Украину после запуска газопровода "Северный поток". По данным "Укртрансгаза", с начала этого года в газотранспортную систему поступило немногим более 15 миллиардов кубических метров природного газа. А это, кстати, на 29 процентов (около 6 миллиардов кубометров газа) меньше, нежели в аналогичном периоде 2012 года.

Кроме того, Россия работает над созданием другого газопровода в Европу в обход Украины - "Южного потока" пропускной способностью около 63 миллиардов кубометров в год. Казалось бы, нам до украинской газотранспортной системы с такими перспективами - развитием уже функционирующего "Северного потока" и строящимся южным газовым коридором недалеко? Однако интерес к ГТС у нас все-таки есть.

По мнению президента Российского газового союза Сергея Чижова, необходимость в ней связана с диверсификацией рисков. "Действительно, при наличии альтернативных коридоров поставок газа в Европу ценность ГТС для России неуклонно с каждым годом снижается. Но запасной вариант иметь в кармане всегда неплохо, поэтому я думаю, что России не стоит сбрасывать ее со счетов в любом варианте - в качестве покупки или аренды в рамках консорциума", - уточнил Чижов. При этом эксперт обратил внимание на то, что заявления украинской стороны о заморозке двух веток, скорее всего не снизят экспортные объемы в Евросоюз. "Я думаю, если такое решение и будет принято, то оно коснется снижения объемов поставок в саму Украину. Экспортный коридор вряд ли серьезно пострадает, так как наши соседи заинтересованы в его наличии и функционировании", - резюмировал президент Российского газового союза.

Тем временем

Украина отказалась брать у России кредит на закупку газа, сообщило РИА Новости со ссылкой на украинского министра энергетики Эдурда Ставицкого. И объяснил это тем, что стороны достигли «других договоренностей», но каких именно, министр не уточнил.

Он лишь сообщил, что Украина закачает в свои подземные хранилища от 17 до 20 миллиардов кубометров газа. О кредите заговорили в конце августа. Тогда речь шла о займе в 2 миллиарда долларов. Эти средства должны были пойти на покупку 5 миллиардов кубометров газа. Эти запасы - гарантия бесперебойных поставок топлива в Европу в случае дополнительных потребностей у стран ЕС.