Инициативу выдвинула пацифистская организация "Группа за Швейцарию без армии". Ее идеологи из социалистов, "зеленых" и феминисток предлагали сделать вооруженные силы добровольными или профессиональными. Главным аргументом за отмену воинской повинности для "Группы" стала дороговизна содержания армии и ее невостребованность в стране, которая с 1815 года придерживается "вечного нейтралитета".
Не поддержали инициативу и политики. Перед референдумом почти все партии, парламент и правительство призвали граждан проголосовать против. Точно так же, как в 1989 и 2001 годах, когда подобные проекты выносились на всеобщее голосование. Тогда они тоже провалились.
Руководство страны само понимает ненужность содержания масштабной армии, поэтому планомерно сокращает ее численность. В 1995 году количество солдат, включая резервистов, уменьшилось до 400 тысяч. К 2004 году - еще почти в два раза. Сегодня численность армии - 155 тысяч человек, а к 2016 году останется 100 тысяч. В 2013-м году на содержание армии из казны выделят 5 миллиардов франков (5,5 миллиарда долларов).
Принцип формирования вооруженных сил Швейцарии достаточно редкий - милиционный. Рядовых набирают из мужчин от 19 до 31 года, признанных годными к военной службе. Они все должны пройти службу, хотя имеют право отложить ее до окончания обучения в старшей школе. Поступление в вуз на призыв никак не влияет. Через семь недель занятий самым успешным призывникам предлагают занять командные должности. Однако воинская служба для большинства из них не становится профессией. На контракте в армии работают лишь чуть более четырех тысяч сотрудников.
Если рекрут не хочет идти в регулярную армию, он может заранее подать прошение о направлении на гражданскую оборону - эквивалент альтернативной службы. Гражданская служба в полтора раза длиннее военной: 390 дней вместо 260. Причем для призывников эти 260 дней не продолжаются непрерывно. В школе рекрутов они проводят лишь пять недель, на выходные отправляясь домой.
Отслужившие в армии получают важное преимущество, которое многие наблюдатели называют главной причиной нежелания отказываться от всеобщего призыва. После перевода в резерв швейцарец имеет право оставить боевое оружие и хранить его дома "на случай войны". В феврале 2011 года группа граждан предложила отменить этот закон из-за того, что в Швейцарии самый высокий процент самоубийств из огнестрельного оружия в Европе. Однако затея провалилась: ее поддержали лишь около 40 процентов голосовавших. Это неудивительно: около 2,3 миллиона швейцарцев из 7,7 миллиона хранят оружие дома.
Хотя страна имеет богатую военную историю, она главным образом связана с деятельностью наемников. Выходцы из швейцарских кантонов еще сотни лет назад охотно вербовались на службу в иностранные армии. Да и сегодня, к примеру, все гвардейцы Папы Римского - граждане Швейцарии. Что же касается национального войска, то оно сравнительно небольшое, но хорошо технически оснащенное и профессионально обученное. Призыв в строй является обязательным для всех мужчин. Обычно швейцарцы идут в армию в 20 лет. В зависимости от воинской специальности срочная служба длится от 18 до 21 недели. Для уволенных в запас предусмотрены регулярные трехнедельные военные сборы.
Почему нейтральные государства вроде Швейцарии или Швеции, давно ни с кем не воюющие и явно не опасающиеся внешней агрессии, тем не менее, не отказываются от всеобщей воинской повинности? Многие эксперты склоняются к мысли, что это вызвано не столько подходами к оборонному строительству, сколько морально-нравственными причинами. Военную службу в этих странах считают, прежде всего, хорошей школой воспитания патриотов и государственников.
Руслан Пухов, руководитель Центра анализа стратегий и технологий:
- Такие результаты референдума я бы объяснил тремя причинами. Прежде всего, Швейцария по-настоящему демократическая страна. Основные рычаги власти сосредоточены в кантонах, и люди там очень ответственно относятся не только к своим правам, но и обязанностям. В том числе, к необходимости защищать родное государство. Отсюда - особый статус военных. Быть армейским полковником в Швейцарии престижней, чем банкиром. К тому же там очень мощные традиции военной службы. Выходцы из этой страны столетиями воевали наемниками в чужих армиях. Не случайно у французов есть поговорка, которую можно перевести так: "Нет денег - нет и швейцарцев". Наконец, многие швейцарцы искренне уверены, что мировые войны их не коснулись только потому, что страна имела мощное войско, способное противостоять любой агрессии. Учитывая все эти факторы, я бы сильно удивился иным результатам референдума.