Анатолий Добин, психолог:
- Главное, чтобы родители адекватно воспринимали ребенка, видели потребности, которые у него есть, задачи собственного развития, которые он решает в данный момент. Кроме того, ребенок не должен становиться инструментами реализации родительских амбиций. Его не надо чересчур затаскивать по кружкам и секциям. Такие дети внутренне несчастны, они всю жизнь будут нести ношу гигантских родительских требований.
Алексей Овчинников, победитель конкурса "Учитель года-2011":
- Воспитание включает в себя много компонентов. Но, как бы там ни было, воспитывать должна прежде всего семья, а не школа. Мой многолетний опыт говорит о том, что при одинаковом воспитательном воздействии учителя и родителя более эффективным является воздействие второго. Если я как учитель говорю ребенку, что надо делать то-то и то-то, а родитель будет говорить нечто совсем противоположное, то ребенок скорее всего будет принимать точку зрения родителя.
Юта, певица, мать троих детей:
- Главное воспитывать не ребенка, а себя. Ребенок видит и чувствует гораздо больше, чем нам кажется. И самая лучшая модель воспитания заключается в том, чтобы своими собственными словами, поступками, эмоциями показывать ему что правильно, а что нет. Если ты будешь говорить ребенку, как надо поступать, а сам будешь делать совершенно по-другому, то он просто перестанет тебе доверять. То есть ребенка надо не столько воспитывать, сколько любить.