Новости

24.09.2013 00:48
Рубрика: Экономика

Банк в кармане

Текст: Мария Елютина (директор по маркетингу директ-банка Эlixir (Бинбанк))
С точки зрения клиента мобильный банк - это сервис, позволяющий осуществлять операции по карте, не посещая отделения банка. Для хозяина кредитной карточки мобильный банкинг гораздо удобнее традиционных форм контактов с банковским сервисом, которые происходят до сих пор чаще всего по телефону с операторами call-центра или требуют личного присутствия в банке.

Сервис имеет ряд очевидных преимуществ перед привычными "оффлайновыми" способами осуществления операций со своими счетами - как с точки зрения потребителя этой услуги, так и с точки зрения самого банка (если рассматривать такой сервис в качестве перспективного направления банковского бизнеса).

Главное преимущество мобильного банка для клиента - это удобство и экономия времени, ведь мобильный телефон всегда под рукой, а значит, вполне естественно желание использовать его в качестве платежного инструмента. С точки зрения банка мобильный банкинг - это важный маркетинговый инструмент для привлечения клиентов, в том числе из наиболее интересных клиентских сегментов. Мобильный банк позволяет клиенту использовать карту чаще для оплаты всевозможных услуг без риска. Не стоит забывать, что, помимо других преимуществ, сервис мобильного банка открывает также возможности банку использовать этот канал коммуникации с клиентом для его информирования о различных событиях и услугах банка, выводя своего рода точечную работу по информированию и привлечению клиентов на качественно новый уровень.

Кто-то может возразить, что, скажем, интернет-банкинг - направление также молодое и весьма перспективное. В чем же различия между интернет-банкингом и мобильным банкингом? Главная разница в том, что мобильный телефон, в отличие от компьютера, всегда под рукой. Сейчас мобильные технологии выходят на новый уровень, и хорошим смартфоном можно пользоваться как компьютером, а это означает, что пользоваться мобильным банком можно где угодно и когда угодно. Можно сказать, что интернет-направление в сервисах осуществления операций клиентом с развитием мобильных технологий уступает некоторые свои позиции в пользу мобильного банкинга именно благодаря такому техническому прогрессу.

Кроме того, существуют принципиальные различия пользовательского поведения при управлении компьютером и смартфоном: замечено, в частности, что когда клиент общается с банком через систему "Интернет-банк", его внимание рассеивается, он отвлекается на множество других объектов, которые видит на своем мониторе, - такова особенность интернет-коммуникаций. Мобильный телефон, напротив, обеспечивает предельно высокую степень концентрации внимания. Таким образом, клиент, используя мобильный банк, действует в целом эффективнее.

Кроме того, операционные системы современных смартфонов обладают более мощной защитой персональных данных, чем компьютер. Банки, развивая направления мобильного предоставления услуг, таким образом, повышают также и безопасность проводимых операций.

Услуги мобильного банкинга, как правило, предоставляются сегодня бесплатно. В чем же выгода этого направления для самих банков? Ведь не секрет, что себе в убыток никто из них работать не будет. Мобильный банкинг - только ли модный атрибут для них или все-таки в первую очередь доходный продукт?

Сразу оговорюсь, что прямой прибыльности от этого направления для банков нет, однако оно является важным фактором привлечения клиентов. Современных инновационных банков с цифровыми банковскими услугами в России пока что очень мало. Хотя мобильный банк может помочь банку решить сразу две важные задачи: привлечь наиболее интересные клиентские сегменты - молодых перспективных представителей массового сегмента, а также все возрастные категории высокодоходного сегмента, и повысить лояльность уже существующих клиентов. Привыкая к роскоши использовать свою карточку где и когда угодно с помощью простого мобильного телефона, затрачивая на операции минимум времени и совершая их безопасно и эффективно, клиент вряд ли легко променяет такие возможности на, скажем, более дешевый, но лишенный таких удобств сервис конкурентов. Сделать клиентов более лояльными, предоставляя удобство использования банковских сервисов, которое становится для них более важным, чем цена, - вот рецепт, благодаря которому банки могут за счет инновационных цифровых услуг привлечь клиентов и удержать их надолго.

Почему же, несмотря на все преимущества, это направление еще не так популярно в России? Основная причина заключается в том, что большинство российских банков пока предоставляют своим клиентам доступ к урезанному функционалу операций, которые можно проводить по карте. Предстоит решить и некоторые проблемы информационной безопасности, для чего планируется использовать технологические разработки в таких новейших направлениях этой индустрии, как, например, сканирование лица владельца телефона, его отпечатков пальцев, функции распознавания голоса и т. д. Все это, разумеется, требует немалых временных и финансовых затрат. Наличие подобных технологий предполагает использование новейших мобильных устройств. Необходимо не только внедрить их, но и дождаться, когда клиенты приобретут их и сделают достаточно популярными и привычными инструментами ежедневного пользования. Однако, оглядываясь назад и анализируя ход технического прогресса за последние годы, можно предположить, что в ближайшем будущем использование средств мобильной связи вытеснит ставшее таким привычным использование компьютеров. Есть все основания утверждать, что мобильный банкинг в России получит широкое признание общественности и войдет в повседневный обиход пользователей банковских услуг.

Экономика Финансы Банки