Реалии российского бизнеса таковы, что у нас нет четкого утвержденного перечня должностей. Любая российская компания может по штатному расписанию назвать специалиста как ей больше нравится, и поручить ему задачи любого уровня. Если это небольшая компания, то обычно все указанные задачи может выполнять человек в единственном лице, отмечает Анна Ананьина, консультант кадрового агентства "ВИЗАВИ Консалт":
- В более крупных компаниях эти роли могут либо разделяться, либо могут работать, допустим, три специалиста, которые имеют одинаковую должность (например, менеджер по подбору персонала), но выполняют разные задачи. В западных компаниях предпочитают придерживаться прописанных должностей и функционала для каждой из позиций. В российском бизнесе четкой инструкции о том, как назвать того или иного специалиста, пока нет.
Кадровик занимается, как правило, бумажной работой - ведет табель учета рабочего времени, оформляет трудовые книжки, листки нетрудоспособности, составляет графики отпусков, занимается документальным оформлением приема, перевода и увольнения сотрудников. Также в его обязанности входит составление штатного расписания и разработка должностных инструкций.
- Кадровый учет компания может реализовывать самостоятельно силами собственных специалистов по кадровому делопроизводству. Либо функция может быть передана специализированным агентствам на аутсорсинг. Рекрутер - это должность, существующая чаще всего в кадровых агентствах. Компании обращаются к рекрутерам в случае необходимости подбора персонала разного уровня от топ-менеджеров до рабочего персонала. Рекрутеры, как правило, имеют специализацию по уровням позиций и по отраслям бизнеса, в которых они работают, - поясняет Анна Дмитриева, консультант Практики технологий управления и развития персонала компании CASE.
- Рекрутер или менеджер по подбору персонала занимается всем, что связано с поиском и подбором кадров. Утверждает требования к кандидатам, составляет профили ключевых компетенций для вакантных позиций, пишет тексты вакансий и размещает объявления в СМИ, Интернете и проводит первый этап собеседований. Позиция рекрутера является основной в кадровых агентствах. Также такая позиция может встречаться в крупных компаниях и там, где практикуется массовый подбор. В основном же функция поиска и подбора персонала входит в компетенцию HR-менеджера, - рассказывает Валерия Чернецова, руководитель отдела аналитики рекрутингового портала Superjob.ru.
HR-менеджер не только подбирает персонал, но и занимается его последующим включением в работу компании, а именно адаптацией и обучением. Но и на этом работа не заканчивается. HR-менеджер планирует развитие не только новичков, но и остальных кадров. Он должен не просто "закрывать" возникшие вакансии, но и планировать потребность в персонале, а также заниматься формированием кадрового резерва. Формирование и внедрение стандартов корпоративной культуры тоже часто становится обязанностью менеджера по работе с персоналом.