Существует много разных платформ, которые пробуют разные подходы к онлайн-обучению и к продвижению своих курсов. Некоторые из них бесплатны, как Coursera. Другие представляют курсы "звездных" профессоров (причем не только из университетов, но и из мира бизнеса) за существенную плату, например Udacity. Третьи предлагают небольшие образовательные курсы, посвященные конкретным запросам, за умеренную плату, например Eduson. Основной контент площадки - это курсы по менеджменту, лидерству, маркетингу, HR и финансам. Есть как платные, так и бесплатные программы, продолжительность курсов также разная (в среднем 6 часов). Например, за 99 долл. можно пройти курсы по финансовому моделированию или введению в стратегический HR-менеджмент, а за 29 долл. узнать о самых распространенных ошибках стартапов.
У студентов есть возможность получить качественное образование, приближенное к запросам работодателей, за разумные деньги. "Сейчас сложно представить, что сертификаты о прохождении онлайн-курсов полностью заменят традиционные университетские дипломы. Однако в тех отраслях, где требуются конкретные технические навыки (например программирование), это уже происходит", - отметил директор программы "Магистр финансов" Российской экономической школы Алексей Горяев. Популярность онлайн-образования - хороший тренд, говорящий о том, что люди хотят учиться и используют для этого все возможности, уверен гендиректор рекрутинговой компании Hays в России Алекс Штейнгардт.
Для работодателя такой сотрудник ценен из-за стремления к саморазвитию и самообучению. Тем не менее при приеме на работу прослушивание курсов онлайн не заменяет диплом, добавил эксперт: это скорее плюс на собеседовании, который говорит о проактивности и широком кругозоре кандидата. Как правило, западные компании разрабатывают собственные онлайн-ресурсы для своих сотрудников и под свои нужды.
Многие российские образовательные онлайн-площадки существуют давно: например, в 2000 году был создан портал Businesslearning.ru, совместный проект Национального делового партнерства "Альянс Медиа" и Международного института менеджмента ЛИНК. Здесь можно бесплатно пройти более ста модулей по курсам "основы предпринимательства", "управление персоналом", "учет и налоги", "конкурентоспособность", "маркетинг" и многим другим. Сегодня на сайте зарегистрировано более 130 тысяч пользователей. Десять лет в этом году исполнилось Национальному открытому университету "Интуит". Как рассказал его ректор Анатолий Шкред, сегодня здесь зарегистрировано более 1 млн студентов, а за год обучение проходят около 200 тысяч. По его словам, онлайн-образование стало модным, хотя этот способ обучения имеет и свои недостатки. Главное, для обучения онлайн нужна не только очень высокая мотивация, но и способность в принципе самостоятельно учиться. И этим качеством обладают немногие, единицы процентов, отметил Шкред. Эксперт убежден, что онлайн-образование - это очень перспективное направление, однако добавил, что у нас на него смотрят по-своему: вся образовательная деятельность сильно зарегулирована. "Например, несмотря на то что мой вуз осуществляет только образование через Интернет, в нем должны быть медицинский кабинет, столовая и спортзал", - сказал он.
Онлайн-образование больше чем очередная мода, считает Алексей Горяев. Этот новый тренд активно развивается на Западе и с небольшим запозданием будет внедряться и у нас, говорит эксперт. Конечно, онлайн-обучение не может в полной мере заменить традиционного общения между профессором и студентами. Но ту часть обучения, которая не требует интерактива, можно легко перевести в онлайн, а ценное время профессора использовать более продуктивно - для прояснения непонятных вопросов и обсуждения продвинутых тем, считает он. "Для жителей развивающихся стран онлайн-сервисы - способ углубить свои знания с помощью качественного и актуального содержания, возможность послушать известных профессоров и гуру бизнеса", - добавила Анна Измайлова, руководитель маркетинговых коммуникаций Стокгольмской школы экономики в России.
Работодатели воспринимают не форму курсов, а то, что человек вынес из них, неважно, дистанционное это образование или очное, лишь бы оно давало эффект, убежден Алексей Захаров, президент рекрутингового портала Superjob.ru. За эффект работодатель готов платить. Пока такая форма образования нова, но за ним будущее.