Государственная поддержка, своевременная техническая и финансовая помощь со стороны международного сообщества (ПРООН и Всемирный банк), а также широкое использование электронных ресурсов позволили Госфонду социальной защиты (ГФСЗ) успешно преодолеть проблемы в сфере управления, найти оптимальные технологические решения для обеспечения устойчивой работы всей системы. Без ложной скромности могу сказать, что сегодня ГФСЗ одно из наиболее продвинутых ведомств страны в плане создания электронного менеджмента, автоматизации процесса сбора, обработки, хранения и распространения статистической информации.
Ежегодно в отделениях фонда обрабатываются десятки тысяч платежей, бухгалтерских проводок и расчетных ведомостей, больничных листов, путевок для граждан из льготной категории и т. д. В разделе "электронные услуги" размещены наименования порядка двух десятков услуг, электронные формы соответствующих документов (заявления, бланки и др.). Это отчеты о выплаченных соцвзносах, "пенсионный калькулятор" для подсчета будущей пенсии, online-оплата по обязательному государственному социальному страхованию, информация о пенсионном капитале, отраженном на индивидуальном счете и др.
Примечательный факт: активное внедрение электронных услуг в сфере социальной защиты заставляет массы людей изучать азы компьютерной грамотности, приобретать навыки общения с электронной техникой. Если для молодых и людей среднего возраста это не проблема, то для пожилых людей научиться контактировать с Госфондом в электронном формате стало серьезным испытанием. Но с этим, судя по количеству посетителей сайта ведомства, они справляются. Активные пенсионеры оперативно получают ответы на свои запросы, адресованные в те или иные структуры нашего ведомства.
Переведены на электронный формат все основные услуги, ориентированные на пенсионеров и застрахованных лиц. Люди предпочитают получать информацию о накоплениях в своих индивидуальных счетах, начислении пенсии и т. д. через Интернет, оценивая комфортность такого процесса. Новая форма обслуживания в первую очередь позволяет гражданам значительно экономить собственное время при обращении за различными услугами, не стоять в очередях за получением какого-либо документа.
В ходе очередного опроса, проведенного на веб-страницах фонда, более 57% респондентов ответили, что являются пользователями электронных услуг, оказываемых посредством интернет-ресурса ГФСЗ.
В этом году произошло знаменательное событие. В Азербайджане впервые на пространстве Восточной Европы и СНГ была запущена система автоматизированного назначения трудовых пенсий. Для этого в фонде создан call-center (190-0). Любой гражданин, дошедший до пенсионного возраста, может позвонить по этому номеру, сообщив оператору серию и номер своего удостоверения личности. И сразу же получить информацию о размере своей пенсии, а также узнать адрес филиала, где ему выдадут пластиковую карточку для получения пенсии через банкомат. Кроме того, письменное уведомление будет автоматически направляться в соответствующее территориальное отделение фонда и по месту жительства обратившегося гражданина.
За два месяца новой услугой воспользовались 356 человек, которым была назначена пенсия в автоматическом порядке. Из них 135 человек являются жителями Баку, остальные - регионов. Нововведение является важным компонентом Госпрограммы по развитию пенсионной системы в 2009-2015 годах и позволит повысить уровень качества обслуживания населения.
Всемирный экономический форум в отчёте о конкурентоспособности (The Global Competitiveness Report 2013-2014) поставил Азербайджан на 39-е место среди 148 экономик мира. Согласно отчету произошло кардинальное снижение оценок коррупционных угроз со стороны бизнеса. Эксперты связывают эти показатели с развитием электронных государственных услуг. Тот факт, что зарегистрировать предприятие можно практически в течение дня в online-режиме, как и получить доступ к услугам государственных органов, сыграл свою роль в оценке деловым сообществом ситуации в Азербайджане.