На освещенной фонарями ночной улице раздаются выстрелы, быстро перерастающие в канонаду. Испуганные люди разбегаются, инстинктивно пригибаясь и стараясь укрыться за машинами. На асфальте остаются десятки рассыпанных гильз. Это не хроника из воюющего арабского государства - это происходит в Санкт-Петербурге.
В минувшие выходные здесь стреляли дважды. В ночь с пятницы на субботу - в самом центре города, на улице Ломоносова. Поздним вечером воскресенья - на окраине, в одном из кафе Колпино. У происшествий много общего: стреляли из травматического оружия, есть пострадавшие, участники инцидентов - выходцы из ближнего зарубежья. Правда, если во втором случае полиция это признает, то в первом о национальной окраске конфликта деликатно умалчивается. Зато об этом в один голос говорят очевидцы: по их словам, стрельбу открыла группа так называемых лиц кавказской национальности, возмущенных тем, что их не пустили в бар.
С инцидентом в Колпино все более-менее понятно: ссора, в ходе которой прозвучали выстрелы, возникла между выходцами из ближнего зарубежья, и все шестеро были задержаны. С куда более резонансным фактом стрельбы на Ломоносова все сложнее - по этому делу полицейские не нашли никого. Зато уже на следующий день задержали сразу около ста участников несанкционированного митинга "против этнотеррора".
То, что протестная акция состоялась сразу после перестрелки на улице Ломоносова, ее участники называют несчастливым совпадением. Задумывалось мероприятие намного раньше.
- Поводом послужило убийство русского парня на улице Бабушкина 11 сентября, - рассказал корреспонденту "РГ" один из организаторов и участников акции по имени Виталий. - Кавказец ударил его битой в голову и забрал барсетку, в которой были старый телефон и 12 тысяч рублей.
По данным петербургского Следственного комитета, подозреваемые в совершении жестокого преступления уже задержаны. Это официант Гога Магавариашвили, а также нигде не работающие Ровшан Шукюров и Самир Азизов.
Участники акции намеревались выразить протест против того, что люди, приезжающие в Россию якобы работать, на самом деле "зарабатывают" преступным образом. Но поскольку митинг прошел без санкции, его участники сами оказались за решеткой.
Виталия за два дня задерживали дважды, оба раза отпустили. Его жену освободят только во вторник вечером, она арестована на трое суток по статье "мелкое хулиганство". Всего же, по данным ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, административные протоколы были составлены в отношении 16 человек, 12 из них арестованы на срок от 1 до 15 суток.
- Только в 75-м отделе полиции я видел около полусотни протоколов, написанных как под копирку, - возражает Виталий.
Кстати, такую же статью - "хулиганство" - правоохранители избрали для возбуждения уголовного дела по факту перестрелки. Собственно, это почти все, что сейчас готовы сказать в петербургском главке. Остальные комментарии сводятся к сухому "проводятся оперативные мероприятия".
Сразу две перестрелки подряд вызвали вполне понятную волну негодования у горожан: в историческом центре города "южные гости" хватаются за оружие, стреляют в питерских парней, а потом уходят, как ни в чем не бывало. Прокурор Центрального района уже отчитал начальника районного УМВД за отсутствие нарядов полиции в месте, полном баров и кафе. Выразили свое возмущение и парламентарии.
- Стрельба в центре города - это свидетельство разнузданности, ощущения полной безнаказанности преступников, - говорит председатель Законодательного собрания Петербурга Вячеслав Макаров. - Этот случай должен стать тяжелым уроком как для преступников, так и для сотрудников правоохранительных органов, допустивших этот беспредел. Депутаты решили пригласить на заседание Заксобрания 25 сентября руководителей петербургской полиции и задать им вопросы о мерах, принимаемых для предотвращения подобных случаев в будущем.
- Как коренного петербуржца меня расстраивает то, что, например, выходя на детскую площадку, я понимаю, что здесь по-русски не говорит никто, кроме меня и сына. Что люди, которые приезжают к нам из-за рубежа, стараются не подняться до высокого петербургского уровня культуры, а напротив - опустить окружающий социум до преступных разборок, - говорит Алексей, сотрудник петербургских силовых органов. - Совершенно очевидно, что миграционную политику нужно выстраивать исходя в первую очередь из того, какую пользу России принесет приезжающий сюда иностранец. Как сотрудник силовых органов я хочу обратить внимание на то, что по закону иностранный гражданин не может в России иметь при себе оружие самообороны. Между тем, как показывают недавние события, у огромного количества мигрантов есть травматические пистолеты. Значит, можно говорить о неплохо развитом черном рынке оружия. И лично мне непонятно, почему после подобных перестрелок внимание не акцентируется именно на этом...
В феврале этого года в Петербурге произошла крупная стычка между выходцами из Азербайджана. Конфликт, разгоревшийся из-за похищенной невесты, перерос в жестокую поножовщину и стрельбу. Представители азербайджанской диаспоры Санкт-Петербурга тогда пообещали усилить воспитательную и разъяснительную работу среди своих соотечественников, чтобы впредь не допускать ничего подобного. Примерно в то же время власти города заявили о создании миграционных патрулей, призванных выявлять иностранцев, незаконно пребывающих в Северной столице, и в целом препятствовать преступлениям с участием выходцев из ближнего зарубежья. События только лишь последнего уик-энда показывают, что говорить о переменах в этом отношении пока не приходится.