24.09.2013 12:48
    Поделиться

    Житель Владикавказа открыл в опустевшем ауле этнографический музей

    Аул Камунта в Дигорском районе находится на самом "краю" Осетии. Дальше -  только снежные вершины и Грузия. 45-летний житель Владикавказа Руслан Баграев купил в обезлюдевшем селении старинный дом и обустраивает в нем историко-этнографический музей.

    После окончания живописно-педагогического отделения Владикавказского художественного училища Руслан занялся резьбой по дереву.

    - У меня всегда был интерес к культуре, традициям своего народа, но и горы тоже манили.  Заметил, что горы, природа воздействуют на человека позитивно, - рассказывает он.

    В высокогорном ауле Баграев приобрел "дом графини Уваровой", как его называют местные жители. Строение известно тем, что в книге "Могильники Северного Кавказа", изданной в 1900 году под редакцией почетного члена Императорской Академии наук, председателя Московского археологического общества, профессора ведущих европейских университетов Прасковьи Уваровой, среди прочих снимков была помещена и фотография старинного осетинского дома в Камунте (графиня вместе с мужем, известным археологом Алексеем Уваровым, совершила в 1896 году экспедицию в эти места). Когда-то в Камунте было 90 дворов, сейчас в селе проживают всего шесть семей, в основном это старики. Уцелевшие строения можно пересчитать по пальцам, остальные постройки превратились в руины.

    - Я решил хотя бы один древний каменный дом сохранить в первозданном виде и открыть в нем музей, чтобы люди знакомились с нашей культурой, - объясняет Руслан. Выбор пал на "дом Уваровой", построенный примерно в середине 19 века. Хозяин уже поменял в нем все ветхие перекрытия и продолжает реконструировать здание. Строили этот дом вручную, методом сухой кладки, без цемента. Руслан также восстановил высокое каменное крыльцо и даже посадил у входа привезенные с гор цветы "камнеломки", растущие в трещинах скал. Со второго этажа особняка открывается великолепный вид на ледники. Здесь, конечно, здорово встречать восход солнца и смотреть ночью на звезды.

    В доме две "экологические" жилые комнаты и кухня, в которых нет ни синтетических обоев, ни краски. Вокруг - только природный камень и дерево. Под музей отведена просторная зала, на стенах - рисунки в скифском стиле, выполненные хозяином. В его коллекции - около двух сотен старинных кожаных, кованных, деревянных, керамических вещей. Из экспонатов запомнились козья шкура, кожаные мешки для муки и зерна, голова тура, найденная на высоте три тысячи метров, конское седло, рога, старинные сундуки, кровать. Стулья из веток и резную мебель Руслан сделал сам.

    - Раньше у осетин только старшие сидели, а молодежь в их присутствии должна была стоять, - отмечает он.

    Есть также древняя деревянная посуда, которую коллекционер собирал по селам - тонкие звонкие кружки, кувшины, блюда под традиционные пироги, каменная ступка, ложки десятого века и многое другое.

    Своими руками хозяин соорудил печку и камин. Летом в его доме прохладно, а зимой - тепло. Камин топится дровами, а печь можно и кизяками - как раньше в горных аулах.

    Демонстрацию предметов мастер-экскурсовод сопровождает рассказом:

    - Наши традиции восходят к скифским. До сих пор существует понятие почетного бокала. Если приходил гость, ему преподносили самый большой и красивый бокал, он также полагался уважаемому человеку. Подобные обычаи описаны у Геродота. Над очагом в доме всегда висела цепь. Это было сакральным местом. Прикасаться к очажной цепи посторонние не имели права. На любые праздники осетины варили пиво, готовили мясо. Мне удалось собрать весь инвентарь для варки пива, - с гордостью показывает он.

    Возраст большинства экспонатов около века или больше. В музее нашли свое почетное место древний утюг, колокольчики для животных, шило, грабли, вилы, гвозди, расчески для шерсти, прялка, плетеная корзина для сена, одежда. Нас заинтересовали кожаные (сыромятные) чувяки охотника.

    - Их набивали мягкой шелковистой травой, надевали на босу ногу, завязывали, и можно было передвигаться бесшумно, - объясняет хозяин.

    На кухне мы увидели связку сушеных подберезовиков и подвешенное на крюке мясо. Как объяснил Руслан, он завялил говядину в прошлом октябре. В каждый свой визит в горы отрезает кусочек и ест:

    - Мясо здесь не плесневеет, если его подвесить. Воздух чистый, высота почти две тысячи метров и никаких микробов.

    Для кого же Баграев обустраивает музей, если в Камунту добираться больше трех часов на машине из Владикавказа, причем половина пути - горная гравийка? Автобусы сюда не ходят.

    - Я часто приезжаю со своими тремя детьми. Однажды сын увидел в окно туристов, разглядывающих наш дом. Мы пригласили их в музей, который стал для гостей настоящим культурным шоком. Люди были из разных регионов России, а привезли их из санатория Железноводска. Им так понравилось здесь, что обещали приехать еще и друзей привезти, - вспоминает он.

    По словам главы администрации трех поселений Галиатского сельсовета Хетага Гокоева, несмотря на бездорожье, в Камунте бывает 30-40 туристов за сезон. Это "фанаты гор" из Москвы, Питера, Самары и других городов, а по выходным маршрутка возит отдыхающих из санаториев Ставрополья.

    Руслан надеется, что если проведут дорогу, музей будет востребован. А пока он хочет достроить дом и получить для своего детища статус музея. Каждому экспонату уже присвоен инвентарный номер, ведется подробная книга записи поступающих предметов. Являясь членом экспертной комиссии по выявлению мастеров национального творчества РСО-Алании, Баграев хочет дополнить свою коллекцию вещами кобанской культуры, бронзового века, средневековья.

    Справка "РГ"

    От Владикавказа до Камунта - больше трех часов на легковом авто. Через десять километров после Чиколы - райцентра Ирафского района - плохонький асфальт заканчивается и и начинается гравийка. Она делает крутые виражи то вверх, то вниз, временами переходя в горный "серпантин". До Камунта шесть километров дорога круто идет только вверх.

    Поделиться