За первые две автобиографические книги - "Ангелова кукла" и "Крещенные крестами" - автор получил немало престижных премий, в том числе "Национальный бестселлер", они стали настоящей сенсацией в литературной жизни.
- Новая книга - про театр, про мастеров постановочных частей, есть рассказы про актеров. Заканчивается она повестью "Медный Гога" о Товстоногове, - сказал Эдуард Кочергин. - Может быть, это мемуары, не знаю. Я старался говорить не про себя, а про людей.
Художник объяснил, что на языке театра "планшет" - это сцена, а "планшетная крыса" - шуточное внутритеатральное звание, которое присваивалось опытным, талантливым работникам постановочных частей и декорационных мастерских. Возникло за кулисами императорских театров Санкт-Петербурга в конце XIX века.
В роли ведущего презентации выступил худрук БДТ имени Товстоногова Андрей Могучий. Начал он с того, что этого дня ждали давно, нам всем повезло - строители позволили товстоноговцам и приглашенным гостям войти в театр. Реставрация идет полным ходом. Пахнет краской, в зале холодно, гуляет ветер. Но доброжелательные билетеры, служащие в театре по многу лет, ненавязчиво, как и прежде, направляли приглашенную публику в партер… Для зрителей театр откроется в мае 2014 года.
Накануне Эдуарду Кочергину исполнилось 76 лет, поэтому его поздравляли с днем рождения и дарили подарки. Пришли и его ученики - студенты пятого курса Театральной академии, будущие сценографы (одни девушки!). "Надо всех расцеловать!" - разошелся именинник.
Владимир Рецептер, художественный руководитель "Пушкинского театрального центра" и театра "Пушкинская школа", рассказал, что сейчас в его театре ученицы Кочергина делают декорации к спектаклям. В 60-70-е годы Рецептер работал в БДТ актером, помнит, что Товстоногов не любил писать, а любил импровизировать, говорить, за ним записывали. Издали книги Евгений Лебедев, Олег Борисов, Сергей Юрский, Татьяна Доронина, Олег Басилашвили, Владимир Рецептер… И Эдуард Кочергин, художник, который всех поразил еще своей первой книгой "Ангелова кукла" (в БДТ и Тбилисском русском театре имени Грибоедова поставлены по ней спектакли).
Валерий Фокин признался, что предвкушает то удовольствие, которое ему предстоит от чтения новой книги. Главного художника БДТ он назвал "главным дебютантом, который не боится рисковать". В ответ виновник торжества присвоил руководителю Александринки "звание истинно Планшетной крысы", отметив:
- Он поднял наш замечательный Александринский театр и сделал его одним из лучших в городе - и не только в городе.
На вечер пришли писатели Илья Штемлер, Валерий Попов, Елена Чижова, актеры Людмила Макарова, Георгий Штиль, Ируте Венгалите, додинец Сергей Курышев (22 года в МДТ-Театре Европы играют спектакль Додина в сценографии Кочергина "Бесы"). Артисты вкусно, с азартом читали публике рассказы из книги. Все сидели на лавках, табуретках и стульях. Там, где прежде был занавес, транслировались исторические театральные фотографии и страницы представляемой книги.
Длинная очередь в фойе театра из желающих купить книгу (увы, всем не хватило) напомнила времена очередей за билетами на спектакли БДТ.
Андрей Могучий, художественный руководитель БДТ имени Товстоногова:
- Эдуард Степанович Кочергин был одним из первых, кто меня встретил в БДТ, когда я был назначен на этот ответственный пост. И первым завел меня в здание на Фонтанке, 65. Стройка - всегда столкновение мнений, позиций. Позиция Кочергина всегда ясна, аргументирована, принципиальна и, что очень важно, современна. Я учусь у него прямоте и честности, с которыми он подходит к нашему делу. Мне есть на кого опереться.
Людмила Макарова, народная артистка СССР:
- Я по-настоящему взволнована: пришла в свой театр, в котором служила почти 70 лет. Я очень люблю Эдика Кочергина, знаю его книги. Но еще у меня было желание посмотреть на наш театр. Смотрю и слышу голоса моих любимых артистов, партнеров, и мне страшно… Но хочется жить дальше.
Геннадий Богачев, народный артист России:
- Я испытываю некоторое волнение: домой попал, а дома должно быть уютно. Наша с Андреем Толубеевым гримерка № 11 считалась лучшей гримеркой Советского Союза, там было все. Я 44 года здесь отслужил, вместе с Эдуардом Степановичем, мы с ним на "ты". У меня родилось такое звание для него: "литературно-театральный археолог". Он залезает в глубины своей памяти (она у него большая, длинная), и на поверхность появляются замечательные люди театра, события, которые многие помнят. Это история не только БДТ, а всего театрального Ленинграда-Петербурга.
Ирина Шимбаревич, помощник художественного руководителя БДТ, заслуженный деятель искусств России:
- Товстоногов и Кочергин - великий творческий дуэт. Жаль, что не было в то время видеокамеры, чтобы записать, как рождались их спектакли. Георгий Александрович мог сказать два слова, и Кочергин тут же рисовал, и замысел обретал свои формы на листе бумаги. "Эдик, сделайте мне "ситцевый Версаль", - и появлялись "Волки и овцы". Как был бы счастлив сегодня Товстоногов, если бы прочел хотя бы одну книгу своего любимого Эдика, без которого он просто не мог: все 30 с лишним его спектаклей на великой сцене БДТ и 11 за рубежом сделаны Кочергиным.