Новости

24.09.2013 00:40
Рубрика: Экономика

Мы выбираем, нас выбирают

Работодатели ждут от кандидатов иных личных качеств, чем указаны в их резюме
Ищут работу и имеют шанс ее найти совершенно разные люди. К такому выводу пришли аналитики исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru. Однако разумный соискатель и опытный кадровик обязательно найдут друг друга, если смогут воспринимать все написанное не "в лоб", а с учетом ряда "поправочных коэффициентов".

На рынке труда, как и на любом другом рынке, спрос и предложение совпадают редко. Особенно хорошо это видно, если сопоставить пункты "личные качества" в объявлениях о вакансиях и в резюме претендентов на эти рабочие места. Исследователи изучили более 144 тысяч вакансий и 5 млн резюме соискателей различных позиций. Прежде всего рассматривались раздел "Требуется" в вакансиях и пункт "О себе" в резюме, в которых работодатели сообщают о личных качествах, необходимых для кандидатов, а соискатели - о своих личных характеристиках. Так, приглашая на работу HR-менеджеров, работодатели ждут, что кандидаты будут коммуникабельны (такой пункт содержит 21% объявлений об этой вакансии), ответственны (27%) и стрессоустойчивы (19%), что они обладают лидерскими качествами (19%) и нацелены на результат (10%). Сами же претенденты свою коммуникабельность и ответственность подчеркивают гораздо чаще (38% и 35% соответственно), а вот нацеленность на результат - вдвое реже (5%). Работодатели требуют пунктуальности от сотрудника кадровой службы гораздо реже, чем он готов проявить это качество (3% и 11%). То же самое и с исполнительностью: упоминается в 12% резюме и лишь в 5% вакансий.

Примерно так же обстоит дело и в других сегментах рынка труда. Треть бухгалтеров готова проявить ответственность, но нужно это качество лишь четверти работодателей. 24% архитекторов гордятся своей коммуникабельностью, а готовы считать это преимуществом лишь 8% их будущих шефов. И от аудиторов подобной характеристики ждут втрое реже, чем соискатели ею наделены (9 и 28% соответственно). 23% водителей подчеркивают свою пунктуальность, но это указано отдельным пунктом лишь в 8% объявлений о вакансиях. 19% врачей называют себя "ответственными", а указывают это качество в описании вакансий для них лишь 7% работодателей.

"Кандидаты, похоже, явно переоценивают значимость некоторых своих характеристик в будущей работе, - уверена руководитель Исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru Наталья Голованова. - Судя по описанию вакансий, получается, что будущему начальству безразлично, насколько "коммуникабельны", например, гувернантки, учителя, врачи, водители. Лишь в одной сфере спрос на это качество характера превышает предложение - когда речь идет об операторах call-центров (33% - в вакансиях, 28% - в резюме). Работодатели крайне редко указывают в вакансиях для сметчиков, медсестер, менеджеров по качеству и логистике, экологов, экономистов, юристов и офис-менеджеров такое качество, как целеустремленность. Зато соискатели этих позиций очень часто акцентируют внимание потенциальных работодателей на подобной характеристике".

Также существует ряд качеств, которые нужны специалистам "по умолчанию". Например, секретарю или гувернантке - аккуратность, аудитору - аналитический склад ума, дизайнеру - творческий подход к делу, врачу - ответственность, водителю - пунктуальность. Видимо, поэтому работодатели указывают их лишь в небольшом проценте объявлений. А вот лидерские качества востребованы даже у кладовщиков: 11% - спрос, 1% - предложение. Та же картина с медицинскими представителями (33% вакансий, 5% резюме), менеджерами по закупкам (13% и 2%), качеству (27% и 2%) и логистике (16% и 2%). Почти не готовы проявить себя лидерами операционисты банков (1%). А, между прочим, от них этого требуют в 31% вакансий. "Не так-то просто объективно оценить свои личные качества, - уверена руководитель карьерных сервисов компании HeadHunter Марина Хадина. - Например, я могу думать, что я пунктуальна, а объективное измерение может показать иное. Поэтому, чтобы соискатели не писали в резюме, грамотный рекрутер будет проверять это, не доверяя написанному в резюме".

Также эксперты отмечают, что россияне стесняются заявлять и о своих карьерных амбициях. В вакансиях характеристика "амбициозность" встречается много чаще, чем в резюме. Особенно скромны менеджеры по качеству: "амбициозность" упоминается лишь в 1 резюме из 100, а в вакансиях - в 11% случаев. Примерно та же ситуация в рядах продавцов-консультантов (0% упоминаний в резюме и 8% - в вакансиях), медицинских представителей и менеджеров по работе с клиентами (1% и 7% соответственно).

Исследователи говорят, что полученные результаты носят обобщенный характер, в то время как каждая вакансия и каждое резюме уникальны, а цифры могут служить лишь руководством к действию. Однако эксперты рекомендуют работодателю четче формулировать свои требования к личности соискателей, уходя от бессмысленных штампов в сторону конкретики. А соискателям - сосредоточиться на тех своих личных качествах, которые важны для избранной позиции, а не "вообще". "В резюме самое главное - сделать акцент на описании профессионального опыта и навыков, - советует Марина Хадина. - Эффективно это делать по структуре: место работы, дата и длительность работы, роль, цели, задачи, обязанности (которые по сути описывают то, как человек реализовывал поставленные задачи, какие инструменты использовал) и результат/достижения (что в итоге получилось). По-прежнему важным для работодателя является наличие высшего образования и иногда профильного образования, сертификатов. Личные качества написать можно, но работодатели и рекрутеры на них смотрят, скорее, как на дополнительную информацию, так как понимают, что все это субъективно". Резюме и объявления о вакансиях - это в сущности "протоколы о намерениях", считает Наталья Голованова. Бессмысленные слова и штампы лишь затрудняют взаимопонимание, усложняя путь к собеседованию, которое и сыграет решающую роль в трудоустройстве.

Экономика Работа Занятость Рынок труда