23.09.2013 23:00
    Поделиться

    Законопроект об упрощении процедур лицензирования российских винодельческих хозяйств

    Законопроект об изменениях в ФЗ о госрегулировании оборота и потребления алкоголя

    Статья 1

    Внести Федеральный закон от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в редакции Федерального закона от 7 января 1999 года N 18-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4553; 1999, N 2, ст. 245; 2001, N 53, ст. 5022; 2002, N , ст. 3026, 3033; 2005, N 30, ст. 3113; 2006, N 1, ст. 20; 2007, N 1, ст. 11; N 49, ст. 6063; 2009, N 1, ст. 21; 2010, N 15, ст. 1737; N 31, ст. 4196; 2011, N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4566; 2012, N 26, ст. 3446; N 31, ст. 4322; N 53, ст. 7584, 7611) следующие изменения:

    1) пункт 3 статьи 1 дополнить абзацем следующего содержания:

    "деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей, связанную с изготовлением свежего виноградного сусла.";

    2) в статье 2:

    а) подпункт 7 после слов "ликерное вино," дополнить словом "коньяк";

    б) в подпункте 11 слова "свежего винограда, виноградного сусла" заменить словами "свежего винограда, свежего виноградного сусла";

    в) подпункт 13 после слова "виноматериалы" дополнить словами (фруктовые, ликерные);

    г) дополнить подпунктом 134 следующего содержания:

    "134) свежее виноградное сусло - пищевая продукция, получаемая из ягод винограда и выдерживаемое до начала процесса брожения не более 72 часов. Допускается содержание этилового спирта не более 1 процента от ее объема";

    д) дополнить подпунктами 23 - 28 следующего содержания:

    "23) вино наливом (виноматериал) - вино, разлитое в производственную или транспортную тару, предназначенное для производства и (или) розлива в потребительскую тару алкогольной продукции и не подлежащее реализации населению как готовый продукт;

    24) коньяк (бренди) - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта не менее 40 (за исключением коньяка с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения) процентов объема готовой продукции, изготовленная из коньячных дистиллятов, полученных фракционной дистилляцией (перегонкой) виноматериала, произведенного из винограда, и выдержанных в контакте с древесиной дуба не менее трех лет. Коньяк с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения может иметь содержание этилового спирта не менее 37,5 процента объема готовой продукции;

    25) реестр виноградных насаждений - система учета виноградных насаждений, включающая сведения о площадях земельных участков, на которых выращивается виноград для производства вина с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения, игристого вина (шампанского) с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения, о его количестве, плотности и состоянии насаждений, сортовом составе;

    26) винодельня - строение или комплекс строений, расположенных в непосредственной близости к виноградным насаждениям, в том числе на землях сельскохозяйственного назначения, предназначенных для виноделия и оснащенных оборудованием, позволяющим перерабатывать виноград в вино, игристое вино (шампанское), ликерное вино, коньяк;

    27) виноделие- вид сельскохозяйственной деятельности, связанный с производством вина, игристого вина (шампанского) из винограда, произрастающего на виноградниках, внесенных в реестр виноградных насаждений;

    28) декларация о винограде - документ, в котором содержатся сведения о сорте и количестве винограда, направленного на производство вина с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения, игристого вина (шампанского) с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения.";

    3) в статье 8

    а) пункт 2:

    абзац второй после слов "производства вина" дополнить словами "(за исключением вина с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения)", после слов "игристого вина (шампанского)" дополнить словами "(за исключением игристого вина (шампанского) с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения)";

    абзац пятый после слова "оборудования" дополнить словами ", за исключением основного технологического оборудования для производства и оборота вина с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения, игристого вина (шампанского) с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения";

    б) пункт 21 дополнить подпунктом 8 следующего содержания:

    "9) производство и оборот вина наливом. Информация об объеме производства и оборота вина наливом передается в единую государственную автоматизированную информационную систему на основании данных бухгалтерской отчетности.";

    в) пункт б дополнить словами ", за исключением основного технологического оборудования для производства и оборота вина с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения, игристого вина (шампанского) с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения";

    г) дополнить пунктом 13 следующего содержания:

    "13. Организации, осуществляющие производство вина с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения, игристого вина (шампанского) с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения передают информацию об объеме производства готовой продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему на основании данных бухгалтерской отчетности.";

    4) в абзаце первом пункта 23 статьи 11 после слов слова "алкогольной" дополнить словами "(вина с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения, игристого вина (шампанского) с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения)";

    5) в статье 12

    а) абзац девятый пункта 2 после слова "организация" дополнить словами "(за исключением организаций, осуществляющие производство только вина с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения, игристые вина (шампанское) с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения из винограда, произведенного в Российской Федерации на виноградниках, включенных в реестр виноградных насаждений)";

    б) дополнить пунктами 21 -24 следующего содержания:

    "21. Для приобретения федеральных специальных марок организация, осуществляющая производство вина с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения, игристого вина (шампанского) с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения из винограда, произведенного в Российской Федерации на виноградниках, включенных в реестр виноградных насаждений, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти следующие документы:

    1) документы, предусмотренные абзацами десятым, двенадцатым, тринадцатым, шестнадцатым и семнадцатым пункта 2 настоящей статьи;

    2) декларацию об объемах винограда, использованного для производства вина с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения, игристого вина (шампанского) с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения, подтвержденную профильной саморегулируемой организацией;

    3) расчет потребности в федеральных специальных марках в порядке, установленном пунктом 7 настоящей статьи, с учетом представленной организацией указанной декларации.

    22. Требовать от организации, указанной в пункте 21 настоящей статьи, иные документы не допускается.

    23. Документы, указанные в пункте 21 настоящей статьи, предоставляются в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в письменном виде и в форме электронных документов.

    2<4. Организация, указанная в пункте 21 настоящей статьи, направляет в форме электронного документа в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти заявку на получение федеральных специальных марок с приложением указанных в пункте 21 настоящей статьи документов, заверенную электронной подписью. Соответствующие документы на бумажном носителе представляются в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти при получении федеральной специальной марки.";

    в) дополнить пунктом 7 следующего содержания:

    "7. Федеральные специальные марки для маркировки вина с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения, игристого вина (шампанского) с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения выдаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в количестве, позволяющем маркировать объем вина не более объема, полученного из задекларированного винограда и нормы выхода не более 750 миллилитров вина, игристого вина (шампанского) из 1 килограмма винограда.";

    6) дополнить новой статьей 141 следующего содержания:

    "Статья 141. Декларирование объема винограда, используемого для производства вина с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения, игристого вина (шампанского) с защищенным географическим указанием игристого или с защищенным наименованием места происхождения

    Организации, осуществляющие производство вина с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения, игристого вина (шампанского) с защищенным географическим указанием игристого или с защищенным наименованием места происхождения, использующие виноград, произведенный в Российской Федерации, на виноградниках включенных в реестр виноградных насаждений, осуществляют декларирование объема использованного винограда, подтвержденное профильной саморегулируемой организацией.";

    7) в статье 18:

    а) пункт 1 дополнить абзацем следующего содержания:

    "производства вина с защищенным географическим указанием и (или) с защищенным наименованием места происхождения, игристого вина (шампанского) с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения.";

    б) пункт 2 дополнить абзацем следующего содержания:

    "хранение и поставки произведенного вина с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения, игристого вина (шампанского) с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения.";

    8) в статье 19:

    а) в пункте 1:
    подпункт 6 после слов "пожарной безопасности и экологическим требованиям" дополнить словами ", за исключением лицензии на производство, хранение и поставки вина наливом, вина, игристого вина (шампанского)";

    подпункт 8 после слов "технологического оборудования" дополнить словами ", за исключением лицензии на производство, хранение и поставки вина наливом, вина, игристого вина (шампанского)";

    подпункт 12 дополнить словами "за исключением лицензии на производство, хранение и поставки вина наливом, вина, игристого вина (шампанского)";

    б) дополнить пунктом 34 следующего содержания:

    "34. Для получения лицензии на хранение и поставки произведенного вина с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения, игристого вина (шампанского) с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения организация предоставляется в лицензирующий орган следующие документы:

    1) документы, предусмотренные подпунктами 1 - 4 пункта 1 настоящей статьи;

    2) документы, подтверждающие наличие у организации складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более. В случае, если указанные документы, относящиеся к объекту недвижимости, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не представлены заявителем, такие документы (сведения, содержавшиеся в них) представляются по межведомственному запросу лицензирующего органа федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.";

    в) в пункте 17:

    абзац первый дополнить словами "(за исключением лицензий на производство, хранение и поставки произведенного вина наливом, вина, игристого вина (шампанского)";

    дополнить абзацем следующего содержания:

    "Лицензия на производство, хранение и поставки произведенного вина наливом, вина, игристого вина (шампанского), выдается на срок, указанный лицензиатом, но не более чем на 15 лет.";

    9) абзац одиннадцатый пункта 1 статьи 26 дополнить словами ", за исключением основного технологического оборудования для производства вина с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения, игристого вина (шампанского) с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения".


    Статья 2

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

    Президент
    Российской Федерации

     

    пояснительная записка 

    Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - законопроект) направлен на реализацию единой государственной политики в отношении производства винограда и винодельческой продукции, на совершенствование государственного регулирования производства и оборота винодельческой продукции, произведенной из выращенного в России винограда.

    Необходимость внесения изменений в Федеральный закон закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее Федеральный закон) обусловлена тем, что законодательство Российской Федерации не учитывает вопросы развития российского виноградарства, особенностей винодельческого производства.

    Согласно положениям Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 2128-р) к мерам по ее реализации относится, в частности создание условий для развития российского виноделия и увеличения производства российских высококачественных вин.

    Задача изменения структуры потребления алкогольной продукции за счет снижения потребления крепких алкогольных напитков и увеличения доли вина в общей структуре потребления населением алкогольных напитков требует законодательного закрепления соответствующих правовых механизмов.

    Действующая редакция Федерального закона не регулирует в полной мере все процессы, связанные с производством вина в маленьких винодельнях, площадь виноградников которых составляет от 1 до 10 гектаров.

    Проект разработан в целях создания благоприятных условий для развития виноградарской и винодельческой отраслей, способствующих увеличению объемов производства винограда и вина в малых формах хозяйствования. Так, например, при одинаковой площади виноградников России и в Австрии, в Австрии функционирует более 20 тысяч виноделен, а в России их не более 100.

    В России имеется реальная возможность использования высокого экономического потенциала винодельческой отрасли в качестве эффективного инструмента экономического развития ряда регионов, создания полномасштабного агропромышленного виноградарско-винодельческого кластера на юге России.

    Винодельческая индустрия дает рабочие места большому числу людей, что обеспечивает необходимые материальные условия жизни большему числу жителей.

    Ни одна сельскохозяйственная культура не обеспечивает на единицу земельной площади столько рабочих мест и валовой продукции, как виноград. Виноградник площадью 100 га создает не менее 80 рабочих мест и обеспечивает поступление в бюджеты и внебюджетные фонды более 12 млн. рублей в год с одного гектара возделываемых виноградников.

    Создание в России необходимых правовых условий для цивилизованного производства "вина с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения, игристые вина (шампанское) с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения", соответствующих европейским и общемировым стандартам, даст мощный импульс развитию винодельческой индустрии в тех субъектах Российской Федерации, где она в настоящее время представлена (Краснодарский край, Ставропольский край, Республика Дагестан, Ростовская область и другие).

    Принятие законопроекта позволит обеспечить в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах Российской Федерации, для которых природно-климатические условия являются одним из главных богатств, не только создание значительного количества новых рабочих мест с достойной оплатой труда, но и условия для создания и развития малого и среднего предпринимательства. Эти меры позволят существенно снизить масштабы безработицы и социальную напряженность в северокавказских регионах, повысят доверие населения к власти, создадут столь необходимые этим регионам имиджевые условия для развития туризма.

    Основные понятия, предлагаемые в законопроекте, требуются для регулирования производства винодельческой продукции, вина с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения, игристого вина (шампанского) с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения.

    Сегодня закон допускает производство вина из консервированного сусла. Недобросовестные производители используют этот пробел в законе для получения вин сбраживанием консервированного различными способами сусла (например, сульфитированного). Зачастую этот продукт импортируется в Россию и его истинное происхождение можно подтвердить только сложными специальными исследованиями, оборудование для выполнения которых есть только в 2-3 лабораториях России. Полученная таким способом винодельческая продукция продается по демпинговым ценам, снижая конкурентоспособность вина из российского винограда. Фактически происходит подмена вина винным напитком. Эту проблему можно решить заменой слов "виноградного сусла" на слова "свежего виноградного сусла" в определении "вино".

    Также предлагается уточнить термин "виноматериал", который не применяется в международной практике, и заменить его для вина гармонизированным с международной терминологией, термином "вино наливом". Вино наливом может как разливаться в потребительскую тару, так и использоваться для дальнейшей переработки на винодельнях, заводах игристых вин, коньячных заводах.

    Согласно требованиям пункта 2 статьи 8 Федерального закона при производители вина и игристого вина (шампанского) обязаны использовать автоматические средства измерения и учета объема готовой продукции (далее - счетчики) при перемещении и розливе.

    При этом у счетчиков - высокая стоимость, низкая пропускная способность, а лишние переливки (перекачки) вина ухудшают его качество, способствуют его окислению и повышению риска инфицированности, что ведет к нарушению физико-химического равновесия в продукте и потере розливостойкости, что губительно при производстве высококачественного вина. Поэтому законопроектом предлагается исключить требования по обязательной установке объемных счетчиков для производителей вина с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения, игристого вина (шампанского) с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения, а данные об объеме произведенной продукции передавать в единую государственную автоматизированную информационную систему на основании данных бухгалтерской отчетности. Однако подобные послабления не распространяются на производства вина столового, для которого наличие счетчиков остается обязательным.

    В целях подтверждения подлинности происхождения вина с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения, игристого вина (шампанского) с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения предусмотрены учет и декларирование валовых сборов винограда, использованного для производства винодельческой продукции.

    В европейской практике основной и приоритетной формой обязательного подтверждения соответствия винодельческой продукции является декларирование, предусматривающее презумпцию соответствия. С точки зрения регулирующего воздействия на предпринимательскую деятельность декларирование соответствия вина и винодельческой продукции объемам использованного винограда предпочтительнее, так как оно обеспечивает сокращение административных, экономических и организационных барьеров для развития предпринимательства.

    Основное внимание в законопроекте уделяется винам с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, и игристым винам (шампанскому) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, имеющим отличительные, оригинальные органолептические свойства и другие характеристики, которые главным образом зависят от свойственных для определенного ареала природных условий (почвы, климата и др.), а также возделываемого сорта.

    По своему правовому содержанию присвоение наименования "вина с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения, игристые вина (шампанское) с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения" принципиально отличается от положений законодательства Российской Федерации о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, так как оно присваивается не только из принципа территориальности и традиций, но и с учетом культивируемых сортов, методов их выращивания и технологии виноделия.

    Декларирование винограда позволит максимально эффективно контролировать весь процесс производства и реализации винограда, использованного для производства "вина с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения, игристого вина (шампанского) с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения". Требование соответствия объемов винограда объемам произведенной винодельческой продукции позволит ликвидировать деятельность организаций, осуществляющих производство фальсифицированной и контрафактной винодельческой продукции.

    При этом подтверждение деклараций о винограде, направленном на производство "вина с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения, игристого вина (шампанского) с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения" предлагается осуществлять профильным саморегулируемым организациям.

    Данная мера необходима для того, чтобы сделать отрасль абсолютно прозрачной и сбалансированной, так как методы расчета выращенного винограда должны коррелироваться с количеством произведенного вина. Это и будет одной из главных мер в борьбе с фальсификатом.

    Ввиду неразрывности процесса создания вина во время выращивания винограда и последующего превращения винограда в вино, которое будучи алкогольным продуктом одновременно признано Правительством Российской Федерации сельскохозяйственным продуктом предлагается осуществлять лицензионный контроль с процесса получения федеральных специальных марок.

    Для этого предлагается ввести новый вид лицензии на хранение и поставки произведенного "вина с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения, игристого вина (шампанского) с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения".

    Принятие законопроекта даст новый импульс развитию виноградарско-винодельческой отрасли, обеспечит защиту прав потребителей и отечественных производителей, будет способствовать борьбе с алкоголизмом.

     Принятие законопроекта позволит создать условия роста и развития отечественного виноградарства и качественного виноделия, даст возможность отечественным производителям винодельческой продукции предложить потребителям больший ассортимент винодельческой продукции, существенно снизит возможность фальсификации вин, создаст такие условия, при которых поддержка государства "вина с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения, игристые вина (шампанское) с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения" использовалась бы не для незаконного обогащения фальсификаторов, а для своей заявленной цели - реальной поддержки виноградарей и виноделов. 

    Поделиться