25.09.2013 23:52
    Поделиться

    Верховный суд пропишет порядок внепроцессуальных обращений к судьям

    Попытки повлиять на судей будут предаваться огласке
    Судебный департамент при Верховном суде России приступил к разработке документа, в котором будет прописан порядок публикации так называемых внепроцессуальных обращений к судьям: когда к человеку в мантии обращаются совершенно посторонние лица или структуры с просьбой по какому-нибудь делу.

    Инициатором создания подобной системы был председатель Высшего арбитражного суда России Антон Иванов. Именно высший арбитраж, а за ним и другие нижестоящие суды начали первыми публиковать на своих официальных сайтах соответствующие письма. По рассказам представителей судов, после введения подобной гласности, число писем от посторонних в суды резко сократилось.

    Идея нашла поддержку и в судах общей юрисдикции. А в этом году вступил в силу закон, закрепивший понятие "внепроцессуального обращения". Проще говоря, это любая попытка выйти на контакт с судьей - письменная или устная - от не причастных к конкретному делу сторон. Такие обращения запрещены.

    Но если письмо поступило или звонок прозвучал, что делать? Первое: не отвечать. Второе: предать гласности. Участники разбирательства, кстати, тоже должны знать, кто беспокоился по их поводу. Теперь осталось выработать конкретную процедуру, как публиковать письма и рассказывать о звонках. Президиум Совета судей на своем недавнем заседании поручил Судебному департаменту при Верховном суде России и Высшему арбитражному суду России выработать согласованную позицию по вопросу публикации в Интернете внепроцессуальных обращений. Затем Судебный департамент разработает соответствующий порядок и представит проект документа в Совет судей.

    С публикацией писем все примерно ясно, вопрос только с телефонными звонками, как их фиксировать? Минувшим летом представители Высшего арбитражного суда рассказывали, что собираются ввести в арбитражах специальные журналы для фиксации "внепроцессуальных обращений", включая звонки и любые устные просьбы. Например, кто-то на личном приеме или званом ужине похлопотал за какого-то истца, судья должен будет честно внести запись в журнал. Информация будет приниматься к сведению, не более того. Основанием для отвода судьи она не является, заводить дело на просителя тоже не стоит. Просто пусть люди знают, зачастую - этого достаточно.

    Стороны процесса должны узнать, кто из посторонних проявлял беспокойство по их поводу

    "Телефонное право", конечно же, образный термин, доставшийся нам в наследие с прошлых времен, когда высокие руководители могли отдавать судье команды по телефону. Сегодня у судьи совсем иной статус. Он - фигура независимая. Судить должен по закону и совести, а не по команде сверху. По крайней мере, так должно быть. Но все-таки, по старой памяти, многие до сих пор пытаются как-то повлиять на судью не предусмотренными законом методами. Оградит ли система гласности судью от подобных просьб? По мнению юриста Вячеслава Голенева, "согласованная позиция высших судов, с учетом огромного опыта системы арбитражных судов по реализации вопросов электронного правосудия, поможет в деле борьбы с лишним давлением и влиянием извне на судей. Установление такого порядка и требование о публикации всех таких обращений в сети Интернет на сайте соответствующего суда непосредственно может сказаться на улучшении работы аппаратов судов общей юрисдикции из-за того, что лица, обратившиеся внепроцессуально к судье, трижды подумают, прежде чем обратиться "вне процесса": ведь теперь любое общение будет происходить в строгих рамках предусмотренного порядка", - сказал он.

    Некоторые эксперты не столь оптимистичны. По их словам, многое будет зависеть от воли самих судей, так как кто проверит - сообщил судья о просьбе или промолчал? Звучали предложения даже предусмотреть какую-то систему контроля, позволявшую бы выявлять случаи "телефонного права". Но здесь простых решений нет.

    Поделиться