Новости

25.09.2013 00:43
Рубрика: Экономика

Инвесторов ждут на дороге

Государственно-частное партнерство лучше всего реализуется в транспортной сфере
Построение качественно новой инфраструктуры невозможно без тесного взаимодействия государства и бизнеса на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП). Однако пока российский рынок проектов ГЧП сложно назвать сформированным. Между тем во многих регионах есть экономически обоснованные возможности строить инфраструктурные и промышленные объекты с привлечением частного капитала. А в некоторых субъектах РФ даже идет соответствующая работа.

- В отношении транспортной сферы, безусловно, самым продвинутым регионом является Санкт-Петербург. Это связано с наличием региональной законодательной базы, конструктивным подходом со стороны власти - социально ответственным, при этом коммерчески ориентированным, устойчивым кредитным рейтингом региона. Также судебная практика на уровне кассационного суда СЗФО, в подведомственность которого входит Санкт-Петербург, является благоприятной, судами сформирован эффективный подход к решению конфликтов, возникающих в процессе реализации проектов ГЧП, - рассказал "РГ" Роман Чураков, старший юрист юридической фирмы "Герберт Смит Фрихилз". - Инициирование и успешная реализация проектов по строительству аэропорта Пулково и Западного скоростного диаметра (ЗСД) создали и укрепили репутацию Санкт-Петербурга в отношении реализации ГЧП-проектов.

Помимо СЗФО, большой интерес к проектам ГЧП - в частности, в сфере энергетики - проявляют регионы Уральского округа (Республика Башкортостан, Курганская, Оренбургская, Свердловская, Челябинская области, Пермский край, Удмуртия). Здесь уже есть успешные проекты ГЧП.

- Количество проектов ГЧП в топливно-энергетической сфере не так велико, чтобы можно было говорить об их успешности или неуспешности в том или ином регионе. С другой стороны, большая часть проектов в электроэнергетике находится на Урале и за Уралом. Это Свердловская, Челябинская, Тюменская, Омская области. Определенная тенденция связана больше со структурой экономики региона, чем с действиями региональных властей, - отмечает Павел Гагарин, председатель совета директоров аудиторско-консалтинговой группы "Градиент Альфа".

В Московском регионе и европейской части России реализуется наибольшее количество проектов, здесь накоплен и самый большой опыт. Правда, пока в основном в сфере строительства и реконструкции автодорог и аэропортов.

- Прежде всего это проект "Ермолино", который удачно ложится в концепцию развития Московского региона и Московского авиаузла, - говорит Павел Гагарин. - Еще один интересный и уже реализованный проект - строительство метро Мякинино, которое оказалось выгодным и Москве, и Подмосковью, и частному инвестору.

- Наиболее успешные реализуемые проекты в транспортной сфере - это ЗСД, трасса М-11 Москва-Санкт-Петербург, - продолжает Роман Чураков, - потому что их реализации предшествовало проведение конкурсов в условиях реальной конкуренции. К проектам привлечено внимание прессы, что в какой-то степени защитило инвесторов от возможных административных издержек со стороны власти, были привлечены иностранные инвесторы, а главное, были эффективным образом решены важнейшие социально-экономические задачи.

В каких регионах местные власти идут навстречу бизнесу при реализации ГЧП-проектов не на словах, а на деле, можно увидеть, посмотрев на рейтинг "ГЧП-старт", подготовленный Центром развития ГЧП совместно с Торгово-промышленной палатой РФ. Десятку лидеров рейтинга (со значением 7,8) возглавил Санкт-Петербург, ушедший в отрыв от основных конкурентов - Татарстана (6,6), Воронежской (6,5), Ярославской (6,3), Тульской (6,1), Белгородской (5,9), Нижегородской (5,7), Вологодской, Калужской (5,6), Новосибирской областей (5,5).

- Ключевые позиции в рейтинге эти регионы заняли благодаря общей инвестиционной привлекательности региона, наличию опыта реализации проектов ГЧП, соответствующего законодательства и отлаженной системы управления проектами ГЧП, - отмечает Ольга Пудина, юрист практики ГЧП юридической фирмы Art de Lex.

Москва замыкает десять наиболее подготовленных к ГЧП регионов. Подняться в рейтинге выше столице помешали неразвитость региональной правовой базы и отсутствие реализованных проектов ГЧП.

- Рейтинг оценивает реальную готовность того или иного региона к реализации проектов ГЧП. Он учитывает законодательство о ГЧП, наличие в структуре органов власти специальных подразделений, отвечающих за эту сферу, наличие в бюджете средств на подготовку и реализацию проектов и опыт реализованных проектов. Без активной позиции региональных властей по отношению к инвесторам и бизнесу попадание в верхние строчки рейтинга было бы невозможным, - полагает Павел Гагарин.

Многие регионы страны обладают отдельными преимуществами, что позволяет развивать сравнительно небольшие проекты ГЧП. При этом для успешного развития ГЧП-проектов, как экономически крупных, так и малых, например, в сфере ЖКХ, - необходимо наличие целой совокупности факторов, что, к сожалению, отсутствует в большинстве регионов. Пока, к сожалению, проекты ГЧП все больше обсуждаются, чем реализуются. Три основные причины сложившейся ситуации "РГ" назвал Антон Пешков, директор группы по работе с инфраструктурными проектами и проектами ГЧП КПМГ в России и СНГ:

-Во-первых, неурегулированность законодательства о проектах ГЧП на федеральном уровне. Во-вторых, отсутствие соответствующего опыта по реализации и структурированию проектов в регионах. В-третьих, сложность и высокая стоимость структурирования проектов ГЧП.

В то же время существует немало проектов строительства автодорог, туннелей и мостовых переходов на принципах ГЧП

в Республике Башкортостан, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Оренбургской области, Республике Саха (Якутия) и ряде других регионов, однако большинство этих проектов пока находится на стадии подготовки документации или конкурса. Принятие федерального закона о ГЧП, а также последующее приведение в соответствие с ним регионального законодательства должны положительно сказаться на динамике реализации подобных проектов.

- Сейчас проекты ГЧП в России имеют наибольший шанс быть подготовленными и реализованными на федеральном и региональном уровнях, а также крупными городами или объединениями муниципальных образований в рамках межмуниципального соглашения, как это, в частности, сделано при структурировании проектов в Астраханской области и Ханты-Мансийском автономном округе в социальной сфере, - полагает Антон Пешков. - Это связано с тем, что в текущих условиях реализация инфраструктурных проектов стоимостью менее 1,5-2 млрд рублей с использованием концессии или механизма ГЧП нецелесообразна. Тем не менее по мере урегулирования законодательства

и наработки опыта мы придем к ситуации, когда даже небольшие инфраструктурные проекты будут реализовываться с привлечением частных инвестиций и компетенций частных операторов, как это происходит

в странах, давно развивающих ГЧП.

В любом случае история ГЧП в России только начинается, поэтому любой реализованный проект - это уже успех администрации того или иного региона.