24.09.2013 23:48
    Поделиться

    Минфин намерен заработать 400 млрд рублей на "скрытных" компаниях

    Минфин планирует за три года дополнительно заработать в бюджет около 400 миллиардов рублей за счет вывода части теневого сектора экономики на свет.

    По подсчетам экспертов "РГ", сейчас он равнозначен примерно 20 процентам российского ВВП. "Классический критерий теневого сектора экономики - уход от налогов", - рассказывает советник Института современного развития Никита Масленников. По его словам, Россия по его объему находится между развитыми странами с объемом теневого ВВП в 10-15 процентов и "маргинальными развивающимися" - 30-35 процентов ВВП. При этом основная проблема отечественных налоговиков - неформальная занятость, говорит эксперт. "Это примерно 18-20 миллионов человек. Работодатели не выплачивают за них страховые взносы. А граждане, которые находятся в режиме неформальной занятости, недоплачивают налог на доходы физлиц. У нас здесь не столько малый бизнес, сколько компании другого класса", - говорит Масленников, уточняя, что крупнейшие компании как раз платят "вбелую".

    К последним налоговые органы имеют претензии из-за их привязанности к офшорам. Но мотив снижения налогообложения у них не самый главный. "В рамках нашего правового поля невозможно провести сложные по структуре сделки. Практически ни одно крупное слияние или поглощение не получится провести в чистом виде. Как и многие другие такого рода операции. Так что чем крупнее бизнес, тем больше операций с зарубежными активами. В России при любом раскрытии информации гарантирована рейдерская атака и более ничего", - сетует советник ИНСОР.

    3/4 бизнеса в нашей стране находится в тени, считают эксперты

    С ним согласен заместитель директора Института "Центра развития" НИУ "Высшая школа экономики" Валерий Миронов. "Самое важное для России - это защита бизнеса от поглощения, наездов внутри страны, защита собственников от того, чтобы кто-то знал, насколько они реально богаты. Ведь если такая информация появится, то на следующую неделю все эти компании окажутся под ударом со стороны тех, кто занимается враждебным поглощением. Все этого боятся", - говорит эксперт.

    Он сомневается в том, что крупный бизнес можно убедить раскрывать информацию о зарубежных собственниках, что, собственно, и предлагает минфин в борьбе с "теневым бизнесом", предлагая повысить налоги "скрытным" компаниям. Но при этом наш эксперт согласен, что нажим финансового ведомства может принести в бюджет порядка 400 миллиардов рублей. Но с оговоркой.

    Если одновременно не будут решаться проблемы с защитой частной собственности и расширяться ассортимент финансовых инструментов, бизнес может просто начать уходить из страны. И эффект будет обратным. Из всех российских крупных компаний больше 3/4 находится в тени, уверен Миронов.

    Эксперты считают, что для решения "теневой" проблемы российским властям нужно смотреть вне налогового поля. Валерий Миронов напоминает, что в последнем рейтинге Всемирного экономического форума Россия хоть и поднялась на 3 строчки вверх, все же имеет одни из худших в мире позиций в институциональном разделе рейтинга. Напомним, наша страна заняла 133-е место по защите прав собственности,109-е - по уровню коррупции,119-е - по степени независимости судов, 120-е - по тяжести государственного регулирования,118-е - по эффективности правовой системы для разрешения споров, 120-е - по эффективности правовой системы для споров с регуляторами,122-е - по возможности положиться на полицию, и так далее.

    Масленников также считает, что для возвращения белого бизнеса в страну нужно сделать более прозрачной государственную налоговую и тарифную политику. А также внести ясность в процесс реформирования пенсионной системы. Впрочем, он отмечает, что нынешняя инициатива минфина, направленная на раскрытие бенефициаров крупных компаний, является частью системной программы, принятой в рамках G20.

    "Инициатива, которую поддержали все лидеры G20, касается создания в обозримом будущем - очевидно, это будет в следующем году - многосторонней конвенции по автоматическому обмену налоговой информацией. Цель - это как раз установление конечных бенефициаров от той или иной операции. Мы были хозяевами саммита и поддержали инициативу, так что в мягкой форме поддержали эти международные обязательства. Минфин теперь развивает эту линию. Я думаю, это не последняя инициатива в этой череде, будут еще и другие. Это работа всерьез и надолго", - говорит Масленников.

    Тем временем

    Сейчас компании имеют возможность выводить центры прибыли в низконалоговые юрисдикции и не платить налоги в своих странах.

    "Эти действия законны, но эти законы были написаны сто лет назад", - аргументирует необходимость реформ заместитель директора Центра налоговой политики и администрирования Организации экономического сотрудничества и развития Грейс Перес-Наварро.

    Сложившаяся практика, говорит она, мешает развитию конкуренции: "Местные производители оказываются в невыгодном положении - у них снижается производительность и доходы". Нарушается система принятия инвестиционных решений: компании предпочитают вкладываться в проекты, где прибыль будет более низкой до уплаты налогов, а не более высокой после расчетов с государством.

    Поделиться