25.09.2013 23:30
    Поделиться

    "РГ" вспомнила политиков, которые могли говорить часами

    26 сентября 1960 года лидер Кубы Фидель Кастро вышел за трибуну на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН и потряс мировое сообщество. Он раскрыл суть кубинской революции и реформ, заявил о крепкой дружбе с СССР и осудил политику США, назвав будущего президента Джона Кеннеди "невежественным". Но запомнилась эта речь еще и тем, что продолжалась 4 часа 29 минут. Этот рекорд выступлений в стенах ООН зафиксирован в Книге Гиннесса и не побит до сих пор.

    Сам команданте, кстати, был способен и на более длинные речи. В 1986 году он удерживал внимание участников Третьего съезда Кубинской компартии в течение 7 часов 10 минут. Отмечая необыкновенные ораторские способности Фиделя Кастро, "РГ" вспомнила еще несколько политиков, способных на многочасовые выступления.

    Уго Чавес
     
     
     
     
     
     

    Покойный президент Венесуэлы любил использовать длительные публичные выступления для того, чтобы продемонстрировать крепкое здоровье. Чем больше сомневались политические оппоненты Чавеса в его способности возглавлять страну в связи с онкологическим заболеванием, тем дольше он не уходил из-за трибуны. В январе 2012 года он начал свою речь в Национальной ассамблее в 13 часов, а умолк только в полночь, в 2011-м парламентариям пришлось чуть легче - команданте уложился в 7 часов. Стойкость Чавеса подчеркивали и телепрограммы "Алло, президент!", которые он вел сам. Изначально предполагалось, что хронометраж прямого эфира составит 90 минут, но президент бил рекорд за рекордом, пока не довел время передачи до восьми с лишним часов. Стоит ли удивляться, что, по словам самого "красного бунтаря", однажды он проговорил с другом Фиделем Кастро 10 часов без перерыва. Учитывая разговорчивость обоих, обсудить все темы они вряд ли успели.

    Михаил Горбачев

    Президента СССР нечасто включают в списки великих ораторов, ссылаясь на его весьма скудный словарный запас, отсутствие в речи ярких образов и запоминающихся фраз. Однако мало кто из политиков мог столь же виртуозно часами говорить аудитории… ни о чем. Он "мог умело скрывать за словесной изгородью, витеватостью фраз и другими хитросплетениями свои действительные мысли и намерения, старался утопить в словах, грамотно их складывая, любой вопрос. И делал это виртуозно", - сказал о Горбачеве один из его советников. Говорят, что когда ему предложили сделать свои выступления более понятными и короткими, Михаил Сергеевич поморщился: "Обстановка в стране нелегкая, народ ждет ответов на многие сложные вопросы. Отделаться скороговоркой не могу, не имею права". Как нельзя лучше его стилистику отражает ставшая афоризмом фраза: "Я вам отвечу по-горбачевски. И вы знаете, что это будет сложнее, чем простой ответ".

    Николае Чаушеску

    Удивительно, но злоупотреблявший пространными монологами советский лидер Михаил Горбачев критиковал в своих воспоминаниях румынского коллегу - за затянутые неинтересные речи: "Выступления его всегда были и длинными и, прошу прощения за откровенность, довольно нудными, с поучениями и перечислением всяческих достижений". Между тем, в юности Чаушеску страдал дефектом речи, который будущему диктатору, постепенно продвигавшемуся по карьерной лестнице, удалось преодолеть. По иронии судьбы, последнее его выступление в декабре 1989 года завершилось всего через восемь минут. Разгоряченная революционными настроениями толпа, собравшаяся на площади Республики, прервала Чаушеску скандированием "Тимишоара!" - в этом городе начались подавленные полицией народные волнения. Президенту пришлось покидать свой дворец на вертолете, но вскоре его задержали. И уже через несколько дней Чаушеску был расстрелян чрезвычайным трибуналом.

    Уинстон Черчилль

    Премьер-министр Великобритании, которого многие называют величайшим оратором XX века, не слишком хорошо учился, со второй или даже третьей попытки поступил в Королевскую военную академию, шепелявил, заикался и вообще был довольно застенчивым молодым человеком. Однако, чувствуя определенный литературный талант при недостатке классического образования и проблемах с речью, Черчилль стал заниматься с логопедом. А все тексты для своих первых выступлений он тщательно редактировал, вымарывая из них те слова и обороты, которые могли бы оказаться сложными для произношения. И надо отметить, речи начинающего политика при всей лингвистической безупречности страдали серьезным недостатком - затянутостью. Из-за этого многим его коллегам по Палате общин казалось, что Черчилль говорит не совсем по существу. Однако он сумел справиться и с этой проблемой. Когда в 1940 году его избрали премьер-министром, его знаменитая речь состояла из нескольких слов: "Мне нечего предложить, кроме своей крови, тяжкого труда, слез и пота".

    Никита Хрущев
     
     
     
     
     
     

    Любые выступления Хрущева, несмотря на их длительность, привлекали внимание - в первую очередь, благодаря экспрессивности, природному юмору и наличию понятных каждому крестьянину баек и поговорок. И даже когда руководителю советского государства приходилось читать написанный его помощниками доклад, он нередко отставлял бумаги: "А сейчас я оторвусь от текста…" Получалось, впрочем, не всегда удачно - как в случае со знаменитой угрозой показать Америке "кузькину мать", после чего Хрущеву пришлось объяснять, что же он на самом деле имел в виду. Между тем, искусство произносить длинные монологи очень помогло Никите Сергеевичу в 1960 году, когда он отправился в США на Генеральную Ассамблею ООН. Военные инженеры в последний момент запретили совершать трансатлантический перелет на новом Ту-114, и Хрущеву пришлось отправиться в Новый Свет на теплоходе. Как вспоминают его современники, каждый день генсек надиктовывал редакторам "Правды" и "Известий" пространные речи, которые занимали по половине газетной страницы. Это был единственный способ работать на благо государства и общества в течение 9 суток, что продолжался рейс. И возможно, такая подготовка позволила Хрущеву хорошо подготовиться к его знаменитой пламенной речи на Генассамблее - о преимуществах социалистического строя перед капитализмом.

    Владимир Ленин
     
     
     

    Фоторепортаж

     
     
     
     
     

    Основатель советского государства известен как блестящий оратор, при этом, вопреки легендам, длинными выступлениями он не злоупотреблял. В этом, собственно, и заключалось его мастерство - он знал, что и как говорить для каждой аудитории. Скажем, перед рабочими, мог ввернуть и острое словечко, которое в приличном обществе произносить не принято, а где-то уповал на тонкий юмор. И всегда его речи были эмоциональными, подчас вызывая ответную реакцию публики, которая начинала выкрикивать лозунги, аплодировать или, например, топать ногами, поднимая неимоверный шум. "Слушатель не утомлялся", - свидетельствовали современники вождя революции. Между тем, время выступления играло для Ленина особую роль. После доклада "о задачах революционного пролетариата" марксист Плеханов в своей газете назвал речь лидера большевиков "бредовой". А тот ответил со страниц "Правды": "Очень хорошо, господин Плеханов! Но посмотрите, как вы неуклюжи, неловки и недогадливы в своей полемике. Если я два часа говорил бредовую речь, как же терпели "бред" сотни слушателей?"

    Кстати

    Драматично закончилась самая длинная в истории США иннаугурационная речь. В марте 1841 года американский полководец Уильям Генри Гаррисон, прославившийся громкими победами над индейцами и британцами, был избран девятым президентом страны. Ему тогда было 68 лет, но во время присяги в дождливый и ветреный день Гаррисону хотелось продемонстрировать стойкость. И все два часа, что длилась его речь, он стоял на улице без верхней одежды. В итоге новоиспеченный глава государства получил серьезнейшее воспаление легких и скончался - уже через 32 дня после вступления в должность. Это тоже стало национальным рекордом - ни до, ни после никто не возглавлял Белый дом столь короткий срок. Кстати, спустя полвека довольно пространной была и речь 23-го президента США Бенджамина Гаррисона, внука знаменитого оратора Генри. Примечательно, что в день его присяги также было дождливо и ветрено, но урок деда не прошел для внука даром - все время выступления над ним держали зонт.

    Поделиться