Свердловских перевозчиков объединят в сеть

Перевозчики предлагают отказаться от конкуренции между видами транспорта и оптимизировать работу в этой сфере. Обслуживать пассажиропотоки предполагается таким образом, чтобы автобусы и электрички на одних и тех же маршрутах не дублировали друг друга, а дополняли или подменяли. Подобная схема выгодна всем - и транспортникам, и пассажирам.

Такой проект намерены реализовать власти Свердловской области, которые обсудили идею с участниками Евразийского транспортного форума, прошедшего в Екатеринбурге. К мысли о партнерстве подтолкнули обстоятельства. Пригородное железнодорожное сообщение - сфера убыточная и таковой, по мнению экспертов, останется. Местная пригородная компания, одна из 26 региональных структур подобного рода, хотя и лидирует по объему пассажирских перевозок в РФ, все же работает в минус - более миллиарда рублей ей ежегодно доплачивает областной бюджет. Между тем руководство ОАО "РЖД" заявило, что с 2016 года перестанет субсидировать пригородные компании и их содержание целиком ляжет на региональные бюджеты. В то же время рентабельность автоперевозок составляет 10-15 процентов, к тому же автобусники все чаще выходят победителями в борьбе за пассажира.

- Они ездят быстрее, могут легко подстроиться под изменяющийся пассажиропоток, скажем, сократить интервалы движения. Кроме того, автобусы не привязаны к рельсам и станциям, как электрички, более мобильны и свободны в перемещении, могут менять маршрут в случае необходимости, например "прихватывать" ближние к автостанциям населенные пункты, - перечислил преимущества автотранспорта гендиректор управляющей компании пассажирских транспортных перевозок из Каменска-Уральского Владимир Кайсаров.

Но зато электрички - транспорт всепогодный, к тому же более вместительный и безопасный: вагоны патрулируют сотрудники охранных предприятий и полиция, трудно также представить в кабине электровоза машиниста-гастарбайтера из Средней Азии, нет здесь и нелегальных перевозчиков, как это сплошь и рядом бывает на автобусных маршрутах.

Электропоезда, помимо прочего, могут выиграть у автобусов там, где возникают плотные автомобильные заторы. Вот пример. В Екатеринбурге работает основная часть населения пригородов. Естественно, что въезды в мегаполис со стороны Полевского, Верхней Пышмы, Первоуральска и далее к центру в часы пик забиты под завязку. От Березовского до Екатеринбурга люди добираются на машине по полтора часа. Между тем электрички могли бы значительно разгрузить эти потоки, надо только немного сместить станции, чтобы сделать посадку в общественный транспорт более удобной.

В идеале на всех подъездах к Екатеринбургу нужно построить транспортно-пересадочные узлы (ТПУ). Своего рода вокзалы, где сойдутся маршруты всех видов пассажирского транспорта. Электропоезда и автобусы доставят пассажиров в такой узел, а от него к месту работы они смогут добраться на метро, трамвае, троллейбусе, такси. Макет ТПУ "Центральный", который планируют построить в Екатеринбурге, представили на транспортном форуме. Впечатляющий должен получиться объект - красивый, современный, функциональный. Таких многопрофильных "портов" в областном центре предполагается возвести четыре - еще будут "Ботанический", "Западный" и "Северный". А для поездок на любом виде транспорта понадобится всего один билет - единый проездной. Кстати, весьма действенный инструмент против нелегальных перевозчиков.

Смысл создания ТПУ в том, чтобы как можно меньше автомобилей въезжало в город, а люди больше пользовались общественным транспортом. Такой подход, полагают инициаторы проекта, должен позитивно отразиться и на экономике, и на качестве жизни в Екатеринбурге, включая улучшение экологической ситуации. Но по большому счету речь идет о создании единой сети транспортного обслуживания населения всей области.

- Мы готовы говорить о едином тарифе на пассажироперевозки, отмене НДС на инфраструктуру транспортных предприятий, создании выгодных условий для легальных перевозчиков, согласованном расписании движения всех видов пассажирского транспорта по области, в том числе машин на воздушной подушке, о восстановлении ранее закрытых нерентабельных маршрутов, - раскрыл планы властей министр транспорта и связи Свердловской области Александр Сидоренко.

Но, чтобы эти замыслы были реализованы, необходимо поработать с законодательством. Областной закон о пассажирских перевозках явно нуждается в пересмотре многих положений, они устарели, не отвечают целям развития региона. На федеральном уровне нужно установить жесткую ответственность за незаконные пассажирские перевозки и дать регионам полномочия вводить такую ответственность на своей территории. Подобного закона пока нет, что порождает ситуацию, в которой возить пассажиров берется любой желающий, порой без лицензии и даже водительского удостоверения. Требуют решения вопросы страхового возмещения ущерба здоровью, жизни, имуществу пассажиров, сейчас эта ответственность лежит на перевозчике, а не на виновнике ДТП.

Кстати

Решения, принятые на транспортном форуме, в котором приняли участие представители 47 российских регионов, будут переданы для обсуждения в Госдуму, правительство России, Заксобрание Свердловской области.