Именно здесь похоронен 27-летний солдат инженерных войск из альпийской дивизии Кунео Эрменеджильдо Каирони. Дружное семейство Каирони преодолело путь в тысячи километров, чтобы побывать на могиле и установить памятный знак: "Сыну, брату, дяде. Ты принес свою молодость в жертву. Мы помним об этом и будем молиться за тебя". Поездку организовали Почетное Консульство Италии в Екатеринбурге и доктор исторических наук, профессор УрГЮА Владимир Мотревич, который уже около 30 лет занимается исследованием захоронений иностранных военнопленных.
Война в сердце
- Визит близких Эрменеджильдо Каирони состоялся благодаря соглашению о статусе воинских захоронений, подписанному Италией и Россией, - рассказал "РГ" почетный консул Республики Италия в Екатеринбурге Роберто Д’Агостино. - На протяжении 22 лет после принятия соглашения родственники итальянских военнопленных, захороненных на территории бывшего Советского Союза, могут посещать могилы своих родных. Мы готовы оказывать содействие в поиске могил близких всем гражданам Италии. В этом гуманитарная миссия консульства.
У Эрменеджильдо Каирони, казалось, была вся жизнь впереди. Молодого человека призвали в армию и отправили в Албанию. Вернувшись в свою дивизию, он получил новый приказ - воевать в России. Дома у солдата остались родители, брат и семь сестер. Завести собственную семью к 26 годам Эрменеджильдо не успел.
- Он не хотел воевать против России, но тогда в Италии был очень строгий режим. Как и все солдаты любой страны, любой армии, он не мог ослушаться приказа, - рассказывает племянник погибшего Джиованни Каирони. - Когда наш дядя уехал в Россию, мне было всего три года, и все воспоминания - как в дымке детства. Но по рассказам родителей и фронтовым письмам мы знаем его как открытого, душевного, спокойного и мирного человека. Он воспринял войну очень близко к сердцу, сочувствовал русским людям.
Письма на родину
"Вот уже несколько дней мы продвигаемся вперед и видим военнопленных. Машины заполнены ими. Мы находимся на огромных великолепных равнинах, нигде нет тени. Чтобы попить воды, нужно идти и идти до какого-нибудь местечка. Я видел взрослых и детей, которые вынуждены бежать и покидать свои дома, а когда возвращаются - их кров уже разрушен. Чувствую сострадание к ним…" - Луиза Моккетти дрожащим голосом зачитывает отрывки из фронтовых писем своего дяди.
Эрменеджильдо очень любил свою семью и постоянно писал родным. Даже в канун Рождества отправил домой на подарки племяшкам деньги, которые удалось накопить из небольшого солдатского жалованья. Всего пришло около 50 писем, а потом связь оборвалась. В последнем сообщении ничто не предвещало беду: солдат, как обычно, просил прислать ему лоскутки для штопки вещей. Эрменеджильдо никогда не говорил, что боится смерти: его письма были полны надежды. А может, просто не хотел расстраивать родных? Говорят, зима 1943-1944 годов стала самой холодной в истории войны, а у итальянцев была очень легкая форма.
Его мать Аньезе умерла через несколько лет после окончания войны и до последнего верила, что сын приютился где-то в России и обязательно вернется. Но чуда не случилось. Только в 1951 году из минобороны Италии пришло официальное письмо о том, что Эрменеджильдо пропал без вести. А в 1993 году, когда открыли военные архивы, родным сообщили, что его отправили в лагерь для военнопленных в Басьяновке, где он умер 30 января 1943 года в возрасте 27 лет.
- Мы до сих пор ничего не знаем о его смерти, и нам бы очень хотелось хоть что-то найти, - рассуждает внучатый племянник Эрменеджильдо Франко Моккетти. - Может, где-то сохранился его армейский жетон? Конечно, настоящий, а не тот, который подделывают мошенники на черном рынке.
20 лет спустя
- Мама рассказывала, что у Эрменеджильдо был фронтовой друг. Я позвонила этому сеньору и, к счастью, застала его в живых. По его словам, они прошли 13 боев, и в каждом итальянских и других военнослужащих брали в плен. В ночь исчезновения нашего дяди они находились в лесном домике, и кто-то сказал, что недалеко есть поезд, на котором можно уехать. Друг пошел проверить эту информацию, а дядя и еще несколько человек не поверили и остались ждать. Оказалось, поезд действительно был. Друг вернулся сообщить радостную весть, но в домике уже было пусто, - вспоминает Луиза Моккетти.
Гости из Италии признаются: на то, чтобы решиться поехать в Россию на могилу деда, им потребовалось около 20 лет. Сначала такое далекое путешествие в абсолютно незнакомую страну казалось нереальным, а затерявшаяся в российской глубинке Басьяновка - недосягаемой...
- Наша бабушка очень хотела увидеть Россию, мечтала найти сына, - объясняет Джиованни Каирони. - И мы рады, что оказались здесь, для нас честь - посетить это место… Мы приехали сюда с любовью и надеждой, что наступит время, когда ни одной маме на этой земле не придется ждать сына с войны.
Сергей Радченко, ответственный секретарь Свердловской организации общества "Знание" России:
- Итальянских солдат послали воевать с русскими, и они нашли на Урале, в лагере для военнопленных, свою смерть. По-человечески жаль этих людей, ведь они не добровольцы из эсесовских итальянских частей, которые вместе с Гитлером шли уничтожать русских... И воевать с нами эти итальянцы, скорее всего, не хотели.
Жалко их близких, потерявших кормильцев, опору отцов, жен, матерей, детей… Люди в своей массе сторонятся политики, думают, что она их не касается. Война - это всегда трагедия, и в первую очередь - трагедия отдельного человека.