По словам замначальника отдела по техническому надзору ГИБДД по Челябинской области Андрея Кузнецова, основная причина аварий - недисциплинированность водителей. В погоне за клиентами вопрос безопасности уходит на второй план. В результате ситуация на дорогах сейчас критическая - как 20 лет назад, несмотря на улучшение технического оснащения транспорта.
Это приводит к трагическим последствиям. По данным ГИБДД, по вине водителей маршрутных такси в 2012 году произошло 97 ДТП, в которых погибли восемь человек, 152 получили ранения. В Челябинске 58 процентов аварий - на 17 процентов больше, чем в 2011-м, - на совести водителей маршруток. В текущем году число аварий, случившихся по вине водителей пассажирского транспорта, выросло на 38 процентов, погибли три человека, а количество травмированных приближается к семидесяти. Заметим: в 67 из 69 происшествий виновны водители маршрутных такси.
Сотрудники ГИБДД подчеркивают, что наибольшую ответственность за безопасность пассажиров несут предприниматели-перевозчики. Ведь в основе проблемы - недостаточная квалификация и низкая дисциплина водителей-иностранцев.
Владельцы фирм разводят руками и ссылаются на нежелание соотечественников трудиться с той же отдачей и на тех же условиях, что и мигранты. Власти к этой позиции относятся как минимум с пониманием. Так, председатель комиссии гордумы Челябинска по экономике Александр Вышегородцев в качестве причин, отвращающих от профессии коренных южноуральцев, назвал "российский алкоголизм" и "нежелание работать". Хотя третий озвученный фактор - 14 часовая рабочая смена, после которой люди выходят из-за руля, шатаясь не от спиртного, а от переутомления, - заставляет сомневаться в объективности оценки. Вряд ли пассажиров микроавтобуса, слетевшего минувшей зимой на лед Шершневского водохранилища и затонувшего, утешает мысль о трудолюбии переутомившегося гастарбайтера, имевшего лишь разрешение на управление погрузчиком.
Вместо того чтобы соблюдать Трудовой кодекс, предприниматели требуют предоставления квот.
- Мы каждый год направляем обращения в соответствующие органы, но ничего не меняется. Если бы у нас были официальные квоты на привлечение мигрантов, то можно было бы отбирать специалистов, - говорит представитель НП "Ассоциация перевозчиков" Алексей Глинских.
Но ведь какой-то отбор осуществляется и сегодня. Впрочем, даже прямой запрет на профессию для мигрантов, не имеющих прав российского образца, вступающий в силу с 5 ноября, вряд ли изменит ситуацию кардинально. Беда в том, что далеко не все объясняется некоей иррациональной жадностью бизнесменов. Как указывает Алексей Глинских, часть пассажиропотока оттягивают на себя нелегалы, что приводит к уменьшению прибыли добросовестных предпринимателей и ставит их в заведомо проигрышные условия. Предлагаемые Челябинским УФАС более длительные сроки договоров (чтобы оправдать затраты на улучшение условий труда и повышение безопасности пассажиров) эту проблему не решат.
- Мы хотим защитить и пассажиров, и бизнесменов, но отсутствие законодательной базы не позволяет этого сделать, - резюмирует Александр Вышегородцев.
Действительно, даже понятие "маршрутное такси" в действующем законодательстве отсутствует, а полномочия местных властей по организации перевозок не прописаны. Это превращает периодически проводимые ими конкурсы в фарс - воздействовать на нарушителей нереально. Челябинские депутаты трижды отправляли свои предложения в Госдуму, но действия это не возымело.
Тем временем схожая тенденция начинает проявляться на рынке легковых такси. С начала года количество заявлений на выдачу лицензий снизилось более чем в два раза по сравнению с тем же периодом 2012 года. Из 4 704 выданных разрешений 833 перевозчики сдали, из них 633 - в 2013 году.
- У предпринимателей, работающих легально, есть возможность сравнивать, - говорит замминистра строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области Сергей Смольников. - Они видят коллег, не имеющих разрешений, и понимают, что так можно работать. И при этом проигрывают в конкурентной борьбе нелегалам.
Не пресеченный вовремя в одном сегменте рынка хаос начинает распространяться на смежные сектора. Остается только надеяться, что законопроект об организации пассажирских перевозок (его принятия ожидают с 2007 года, однако документ поступил для анализа в ГИБДД Челябинской области только сейчас) будет не только принят оперативно, но и окажется действенным.
Справка "РГ"
В Челябинске на 116 маршрутах работают 30 официальных перевозчиков. На 550 муниципальных автобусов приходится до 2500 частных машин, из них легальными являются порядка 1900.