По ее словам, проект заключения, над которым уже начал работу прежний состав Счетной палаты под руководством Сергея Степашина, будет скорректирован. "У меня свой взгляд", - пояснила Голикова. Сейчас, говорит она, на первое место выходит жесткая оценка эффективности расходования бюджетных средств в разрезе госпрограмм и исполнения социальных обязательств перед населением. Голикова добавила, что заключение Счетной палаты на проект бюджета она будет отстаивать на всех уровнях.
Вчера в новом качестве Татьяну Голикову, ее заместителя Веру Чистову и 12 вновь избранных аудиторов представили коллективу Счетной палаты председатель Госдумы Сергей Нарышкин и председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Как сказала Матвиенко, новый состав аудиторов , утвержденный парламентом на 6 лет, - люди, обладающие высоким профессионализмом и хорошо знакомые с деталями бюджетного процесса , поскольку являются депутатами прежних созывов двух палат парламента.
При этом руководящие посты по контролю за главным государственным карманом впервые доверены сразу двум женщинам. "В семье финансами заведует, как правило, женщина, и мы это тоже учитывали", - заметила Матвиенко. Она высоко оценила заслуги Сергея Степашина и всех инспекторов Счетной палаты, "рабочих лошадок", как выразилась Матвиенко, благодаря которым контрольное ведомство сумело завоевать доверие и авторитет всего общества.
Перед зданием Счетной палаты в это время в пикете стояли несколько граждан с плакатами, призывающими "Продолжить дело Сергея Степашина по расследованию коррупции в Подмосковье". По словам самой Голиковой, на своем новом рабочем месте она только три дня и в своих оценках планов на 2014 год пока забегать вперед не хочет. Хотя ряд запросов по проверкам на 2013 год уже получила. А план проверок на 2014 год будет составляться с учетом новых условий бюджета, сообщила она. И тем не менее перечислила основные приоритеты, которые отныне будут в работе ведомства.
По новому Закону "О Счетной палате РФ" ее полномочия значительно расширяются. Ведомству добавили функций по контролю и экспертизе эффективности госпрограмм и еще непринятых федеральных законов, которые влекут бюджетные траты, аудиту государственных закупок, эффективности предоставления налоговых льгот и бюджетных кредитов, законности госгарантий и поручительств. При этом Татьяна Голикова подчеркнула, что пока у самого термина "эффективность расходования бюджетных средств" не появится единых и понятных органам власти критериев, относиться к нему надо очень осторожно. "Наша задача - определиться с такими критериями и утвердить их, а потом наказывать за нарушения", - пояснила Голикова.
Расширены полномочия и по взаимодействию с правоохранительными органами. В ближайшее время будут распределены направления деятельности и нагрузка между 12 новыми аудиторами. "Ни одна функция, которая записана в законе, не будет потеряна, а от правоохранительных структур, с которыми уже действуют соглашения, будем требовать оперативной реакции на материалы наших проверок", - сказала Голикова.
На вопрос " РГ" какими особенностями должны обладать аудиторы Счетной палаты, Голикова ответила: "Взаимодополняемыми - честностью и профессионализмом". По ее словам, эти качества актуальны и для всего инспекторского состава Счетной палаты. Кстати, Голикова не собирается ставить вопрос об увеличении численности сотрудников из-за расширения контрольных полномочий.
На вопрос журналистов, собирается ли она носить служебную форму, представшая в суперэлегантном платье-костюме Голикова заметила: "Содержание, а не форма имеет значение".
По закону аудиторы Счетной палаты РФ - это должностные лица, возглавляющие определенные направления деятельности ведомства.
Они должны иметь высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного контроля, экономики, финансов. В пределах своей компетенции они самостоятельно решают все вопросы организации деятельности возглавляемого ими направления и несут ответственность за ее результаты.
Аудиторы Счетной палаты проводят ревизии и комплексные проверки расходования государственных средств, исполнения бюджета, перечисления средств в бюджет, законности производственно-хозяйственной деятельности, достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности.