Согласно предложениям депутатов - разработали законопроект Турсунбай Бакир уулу и Нуркамил Мадалиев, - НКО, участвующие в политической деятельности в Киргизии и при этом получающие деньги и иное имущество от зарубежных государств, их органов власти, граждан и неправительственных структур, обязаны получить статус иностранных агентов. Под политической деятельностью народные избранники понимают проведение акций для воздействия на государственные органы и формирования общественного мнения. Такие организации, по мнению парламентариев, должны быть зарегистрированы в реестре министерства юстиции КР. Если же какая-нибудь НКО, официально признанная иностранным агентом, не подаст заявление о включении ее в реестр, то уполномоченный госорган должен при-остановить ее работу на срок до шести месяцев.
Инициаторы законопроекта также предлагают снять гриф "коммерческая тайна" со сведений о размере, структуре доходов, численности работников, имуществе НКО. Причем этот пункт касается не только организаций, имеющих статус иностранных агентов. Если парламент одобрит предлагаемые нормы, то госорганы получат право ограничивать движение денежных средств и имущества некоммерческих организаций. Это касается случаев, когда НКО будет заподозрена в финансировании незаконных акций протеста, направленных на свержение конституционного строя, подрыв безопасности государства либо угрожающих здоровью, правам и свободам граждан.
По мнению Турсунбая Бакира уулу, принятие законопроекта будет способствовать открытости гражданского сектора страны. По официальным данным, в республике зарегистрировано более 15500 некоммерческих организаций, большая часть которых получает финансирование из-за рубежа. Правда, под поправки подпадут не все, ведь так называемой политической деятельностью занимается не более двух-трех десятков НКО. Да и те в основном активизируются в период выборов или широкого обсуждения в обществе каких-либо значимых инициатив власти.
Законопроект тем временем уже вызвал критику со стороны известных НКО и доноров, их финансирующих. Правозащитники обратились к парламенту с просьбой не принимать поправки, которые, по их мнению, разработаны с целью урезать гражданские свободы.
Попытка депутатов парламента страны ограничить влияние НКО на политические процессы в республике не первая. В конце 2009 года бывший народный избранник Исхак Масалиев (сегодня он занимает должность председателя государственной налоговой службы КР) разработал практически такой же законопроект.
Масалиев предложил запретить отечественным НКО участвовать в политической деятельности в Киргизии и сделать прозрачным движение поступающих в их бюджеты грантовых средств. Инициатива вызвала бурные дебаты. Главы наиболее авторитетных гражданских организаций грозили проведением массовых митингов у Дома правительства. Но попытка Масалиева потерпела фиаско по другой причине. В Киргизии произошла апрельская революция, действующий на тот момент состав парламента распустили, и законопроект был забыт.