26.09.2013 05:39
    Поделиться

    Петропавловск-Камчатский может стать портом-хабом на Севморпути

    Петропавловск-Камчатский намерен вернуть себе былую славу города-порта. Шанс сделать это связан с перспективами Северного морского пути (СМП), который может сыграть в судьбе полуострова важную роль.

    В России принят ряд федеральных программ, которые предусматривают развитие СМП. Речь идет о создании современной транспортной системы в арктической зоне Дальнего Востока. Предполагается, что береговую инфраструктуру северо-восточной части Севморпути сформируют порты Хатанга, Тикси, Певек, Анадырь и Петропавловск. Причем Петропавловску готовится особая роль.

    - Одной из точек притяжения для Камчатки может стать атомный ледокольный флот, - сказал руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Давыденко во время недавнего визита на полуостров. - Ведь сегодня, например, чтобы поменять экипаж или пополнить запасы продовольствия, ледоколу необходимо возвращаться в Мурманск. А незамерзающий Петропавловск-Камчатский мог бы стать восточной базой.

    По словам губернатора края Владимира Илюхина, у города есть возможность стать портом-хабом на курсе Севморпути для российских и иностранных судов, которые будут производить здесь межрейсовый ремонт, бункеровку, смену экипажа.

    - Петропавловск-Камчатский на СМП - единственный порт в северной части Тихоокеанского побережья, - говорит глава региона. - Сегодня представители судоходных компаний Азиатско-Тихоокеанского региона достаточно активно пытаются использовать этот путь. Для нас эта работа, учитывая активное освоение арктического шельфа, приобретает государственное значение.

    Свой вклад в укрепление позиций Севморпути на Дальнем Востоке Камчатка сделала два года назад, когда лососевая путина дала рекордный улов. Чтобы избежать проблем с продвижением груза через транзитные порты и по железной дороге, камчатские компании выбрали Северный морской путь для доставки лососевой продукции в Европейскую часть России.

    Возможность создания на Камчатке порта для Севморпути включена в стратегию развития транспортной инфраструктуры края до 2025 года

    - Перевозка по этому направлению быстрее и дешевле, - говорит президент ассоциации прибрежных рыбопромышленных предприятий Корякского округа Сергей Красильников. - Хотя единовременные затраты на фрахт и ледокольное сопровождение пока довольно велики.

    Следующим шагом, который приблизил Камчатку к СМП, стал приход сухогруза "Инженер Турбин" в августе 2013 года.

    Это судно, приписанное к порту Архангельска, прошло Северным морским путем и сделало промежуточную остановку в Петропавловске. Сухогруз следовал в караване под проводкой атомного ледокола "Вайгач" по маршруту Тюмень - Сабетта - Камчатка. На полуостров он доставил груз для местных сельхозпроизводителей, после чего взял курс на Шанхай. В сентябре он проследует обратно через Камчатку на Ямал. По результатам его экспедиции будет принято решение о дальнейшем использовании этой судоходной линии.

    Камчатские предприятия, которым "Инженер Турбин" доставил партию ячменя, намерены увеличивать поставки по СМП с территории Ямала и Урала, ведь доставка груза морским путем всегда дешевле.

    - Приход "Инженера Турбина" - своего рода точка отсчета новой серьезной работы, которая нам предстоит в части освоения Северного морского пути, - считает губернатор Владимир Илюхин.

    Справка "РГ"

    Северный морской путь - кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком, законодательством РФ определен как "исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике".

    Проходит по морям Северного Ледовитого и частично Тихого океана. Длина Северного морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения около 5600 километров. Альтернатива СМП - транспортные артерии, проходящие через Суэцкий или Панамский каналы. Однако расстояние, например, от Мурманска до Иокогамы (Япония) через Суэцкий канал составляет 12840 морских миль, по Северному морскому пути - 5770.

    Поделиться