Эксперты: Из-за сонных водителей автобусов происходит 7 процентов ДТП

В сентябре на Северо-Западе произошло две масштабные аварии с участием автобусов. В обоих случаях специалисты говорят о том, что, судя по всему, к трагедиям привела усталость водителей: задремав за рулем, они выехали на встречку. Почему это происходит и можно ли изменить ситуацию, выясняла корреспондент "Российской газеты".

Потерял бдительность

В Псковской области на трассе Москва - Рига друг в друга врезались пассажирские автобусы Hyundai и MAN. Авария унесла жизни восьмерых, еще 14 человек госпитализированы, в том числе с тяжелыми травмами. Спустя четыре дня в Тосненском районе Ленинградской области две иномарки лоб в лоб столкнулись с маршрутным автобусом ПАЗ, погибли пять человек.

О причинах ДТП в Ленобласти официально пока не сообщается. Что касается аварии на Псковщине, то здесь предполагаемым виновником считают водителя автобуса Hyundai. По версии следствия, он уснул за рулем и выехал на встречную полосу.

- Скорее всего, он долгое время управлял автобусом без смены, устал и потерял бдительность, - рассказывает сотрудник УМВД РФ по Псковской области Алексей Баранов. - Сейчас эта информация проверяется. Возбуждено уголовное дело по статье о нарушении правил дорожного движения, повлекшем смерть более двух человек.

В Hyundai, следовавшем из Москвы в псковский город Себеж с 45 пассажирами на борту, находилось два водителя. По сообщениям очевидцев, незадолго до аварии рулевой несколько раз зацепил автобусом обочину. Сменщик предлагал ему помощь, однако шофер решил, что доберется до конечного пункта сам. От места аварии до Себежа оставалось несколько десятков километров.

Остановка по требованию

- Согласно приказу минтранса РФ о режиме труда и отдыха водителей, после управления автобусом в течение трех с половиной часов шофер должен отдыхать как минимум полчаса, - комментирует ситуацию директор Ассоциации региональных автотранспортных предприятий и перевозчиков "Межрегионавтотранс" Денис Линев. - Максимальное время водителя в пути не должно превышать девять часов в сутки. Расстояние от Москвы до Себежа - около 600 километров, что предполагает несколько остановок. Вопрос в том, делали ли водители эти перерывы. И если нет, кто в этом виноват?

Всю информацию о труде и отдыхе рулевых фиксируют тахографы. Это специальные приборы, которые должны быть установлены во всех российских междугородних и международных автобусах. Тахошайбы - бумажные носители с отметками о движении и об остановках - хранятся три года. В любой момент в транспортную компанию может заявиться инспектор Госавтодорнадзора и проверить условия труда и отдыха сотрудников. Если окажется, что водители проводят за рулем больше девяти часов в день или работают без законных перерывов, перевозчика серьезно оштрафуют. Несколько нарушений могут стоить транспортной компании лицензии.

Иногда мне приходится игнорировать тахограф. Я бы рад соблюдать режим труда и отдыха, но не останавливаться же на трассе посреди леса

- Но проблема в том, что лицензии на пассажирские перевозки обязаны получать только предприниматели, которые занимаются организацией регулярного автобусного сообщения, - продолжает Денис Линев. - Деятельность фирм, осуществляющих нерегулярные автобусные перевозки под заказ, никак не лицензируется. Таким компаниям достаточно отправить до начала рейса уведомления в Ространснадзор и Роспотребнадзор. Контролировать заказные перевозки гораздо сложнее. Их организаторы не боятся потерять лицензию, часто фирмы регистрируются на подставных лиц, легко меняют название и адрес.

Рейс Москва - Себеж был именно таким - заказным. В автобусе ехали члены одной из российских политических партий - возвращались с митинга в столице. Впрочем, главной причиной псковского ДТП, скорее всего, послужило не сознательное нарушение правил, а человеческий фактор, считают специалисты. Авария произошла около четырех часов утра, в это время потребность во сне у большинства людей возрастает до максимума, а концентрация внимания снижается до минимума. Недаром вахту с полуночи до четырех утра почти во всех флотах мира называют "собачьими часами".

- Самая главная проблема всех автобусных перевозчиков России - низкая квалификация сотрудников, - отмечает Денис Линев. - Советская система подготовки водителей ДОСААФ практически разрушена, многие коммерческие автошколы ориентированы на прибыль, а не на качество обучения. Нередко случается, что водитель с правами категории "B" получает за деньги права категории "D", не проходя при этом никаких курсов повышения квалификации. Как результат - аварии с общественным транспортом. В автобусе, который выехал на встречную полосу в Псковской области, было два водителя. Поэтому можно предположить, что виновника ДТП никто не заставлял работать без передышки. Скорее всего, он просто переоценил свои силы.

Лоб в лоб

Инцидент на трассе Москва - Рига лишь один эпизод в ряду множества трагедий, случившихся по вине сонных водителей. В мае этого года на трассе Пенза - Тамбов произошло ДТП с участием фуры, микроавтобуса и легкового автомобиля, в результате которого погибли 10 и пострадали 12 человек.

Выехавший на встречку "Микрик" перевозил сезонных рабочих. Накануне аварии он прибыл в Сочи из Чувашии и в тот же день отправился обратно. Огромные расстояния водитель преодолевал в одиночку. За время в пути до Пензы он лишь однажды остановился передохнуть на час. Он погиб вместе с девятью своими пассажирами.

Мог уснуть за рулем и виновник июньского ДТП на трассе "Холмогоры" в Ярославской области. Renault Symbol выехал на встречку и лоб в лоб столкнулся с автомобилем Mercedes. Погибли семь человек. При этом, по информации регионального управления ГИБДД, авария произошла на широком ровном сухом участке трассы с двумя полосами в каждую сторону. Перед столкновением Renault несколько раз выезжал за двойную сплошную.

По данным ассоциации "Межрегионавтотранс", из-за утомляемости водителей происходит около 5-7 процентов аварий с участием рейсовых автобусов. Однако эта статистика относительна. Во-первых, она не учитывает заказные и "дикие" рейсы (последние совершаются по устному договору вообще без каких-либо документов). Во-вторых, если нет пострадавших, участники аварий предпочитают решать все вопросы без ГИБДД.

Нужны "карманы"

- Уменьшить количество лобовых столкновений позволит установка разделительных тросовых заграждений между встречными полосами, - заявил недавно первый заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту Михаил Брячак. Сейчас такая перспектива обсуждается с представителями Росавтодора. Кроме того, комитет по транспорту подготовил законопроект о профессиональной пригодности шоферов, которые занимаются заказными грузовыми и пассажирскими перевозками. Если документ вступит в силу, водителей заказных рейсов обяжут подтверждать свою квалификацию раз в пять лет.

Впрочем, все эти меры не будут иметь большого эффекта без развития придорожной инфраструктуры, утверждают сами водители.

- На российских дорогах очень мало "карманов", где можно безопасно постоять и отдохнуть, - объясняет водитель-дальнобойщик с 20-летним стажем Олег Караваев. - Редкие направления, в основном в центральной части России, имеют достаточное количество более-менее приличных стоянок. Иногда мне даже приходится игнорировать тахограф и зарабатывать штрафы, но не останавливаться же на трассе посреди леса. Я часто езжу в Европу, и там заасфальтированные площадки с туалетом и кафе оборудованы на протяжении всех крупных магистралей. Я бы рад соблюдать режим труда и отдыха, жизнь дороже денег, но без инфраструктуры для нормального отдыха делать это крайне сложно.

Прямая речь

Денис Линев, директор Ассоциации региональных автотранспортных предприятий и перевозчиков "Межрегионавтотранс":

- Первое правило любого водителя - не садиться за руль усталым, особенно если речь идет о долгой поездке. Лучше отменить заказ, пропустить встречу, кого-то подвести, не заработать деньги, но не рисковать своей жизнью и жизнями пассажиров. Если за рулем вы вдруг почувствовали, что клонит в сон, припаркуйтесь, где это возможно, и отоспитесь. Иногда достаточно 30-40 минут сна, чтобы вернуть концентрацию внимания.