Спектаклей здесь не дают, но внутрь пройти иногда разрешают. Был бы повод! В минувший понедельник поводом взглянуть на то, как и что изменилось в добром старом БДТ, стала презентация новой книги Эдуарда Кочергина, главного художника театра.
По деревянному настилу, перекинутому от мостовой к центральному входу, пригнувшись, чтобы не въехать головой в нависающие над ним строительные леса, вхожу в помещение, бывшее прежде кассовым. "Не сюда, дальше, пожалуйста, проходите прямо в зал", - просят не останавливаться строгие охранники. Верхнюю одежду при этом предлагают не снимать - в зале довольно свежо. Ряды кресел оттуда убраны, занавес снят, сцена... Ее вроде как и нет совсем. Вместо нее - некий невыразительный дощатый помост.
Именно сцена стала "главным тормозом" при нынешней реконструкции. В том смысле, что, согласно предварительному проекту, ее не предполагали модернизировать. Но работать на прославленной самим Товстоноговым, а по нынешним временам старомодной площадке современные режиссеры просто не смогли бы. В этом уверен Андрей Могучий. Он настоял на осуществлении проекта, над которым лично работал вместе с опытными мастерами. "Это будет сцена-трансформер, универсальная конструкция с освобожденным от механизмов трюмом и состоящая из ста модулей", - говорит он.
Из этих модулей, как предполагается, можно будет собрать любую площадку - от стандартной коробки до авангардного бассейна. Дело за малым: получить дополнительное финансирование из федерального бюджета. Побывавший недавно в БДТ с инспекцией заместитель министра культуры Григорий Пирумов идеей главного режиссера проникся и готов ее поддержать.
Построенный в 1870-х годах по заказу Апраксиных архитектором Фонтана, особняк на Фонтанке славился некогда своим внутренним убранством. В советские годы, как теперь выясняется, многое было либо уничтожено, либо, чаще всего, скрыто за штукатуркой, новой идеологической росписью. В этом убеждаешься, оглядывая зрительный зал с верхних ярусов. Расписной плафон с отреставрированной красавицей-люстрой из горного хрусталя; выразительные "артистичные" лампы вдоль самих ярусов; светлее на несколько тонов (говорят, такова была изначальная внутренняя тональность здания) перегородки лож, стены фойе, что делает и сам театр светлее, праздничнее.
Вопрос для многих бывший болезненным, прежде всего для Олега Басилашвили: сохранится ли в том виде, в каком была при Товстоногове и все эти годы после ухода Мастера, его гримуборная? Олег Валерианович делил ее когда-то с Сергеем Юрским. Заходя туда к ним, их многочисленные друзья по предложению актеров оставляли там свои автографы. Родился единственный в своем роде, по-своему уникальный музей. Среди тех, кто расписался там, художник Марк Шагал, клоун Юрий Никулин, бард и актер Владимир Высоцкий, маршал Жуков. По словам Андрея Могучего, все росписи в этой гримуборной останутся.
Что не видно, но уже известно из того, чтобы сделано строителями за минувшие два года, - укрепление стен БДТ. Они, как говорят, практически рассыпались. Сказывается близость Фонтанки, интенсивное автомобильное движение последних десятилетий и сравнительно недавние пристройки внутреннего двора. Было принято решение поместить стены в металлическую сетку и начинить их специальными строительными инъекциями, которые вводили (благо, современные технологии это позволяют) прямо в исторические кирпичи. И теперь, утверждают строители, они (стены) словно из бетона.
Если труппа со своими спектаклями вернется в свой родной театр лишь в мае будущего года, то небольшие закрытые вечера, встречи, презентации на "отдельных пространствах" старого-нового дома на Фонтанке, 65, вполне уже можно проводить. Что и доказал вечер с Эдуардом Кочергиным и его новой книгой "Записки планшетной крысы", посвященной автором любимому БДТ. Новая книга - про театр, про мастеров постановочных частей, рассказы про актеров. Заканчивается она повестью "Медный Гога" о Товстоногове. Андрей Могучий срежессировал вечер, превратив его в театрализованное представление.
В четверг, 26 сентября, состоится рабочая поездка министра В. Мединского в Санкт-Петербург. В ходе визита министр проведет ряд рабочих встреч, в частности, в 14.00 в Большом драматическом театре им. Г.А.Товстоногова встретится с художественным руководителем Андреем Могучим по вопросу реконструкции театра, а также пообщается с творческим коллективом.