В БДТ установят сцену-трансформер

В историческом здании Большого драматического театра им. Товстоногова на набережной Фонтанки, 65, спектаклей не дают уже больше двух лет. С января 2011 года здание на реконструкции. Завершить ее планировалось к грядущему октябрю. Но в этом году, уже точно известно, не завершат. Одной из главных тому причин стало требование нового руководителя театра Андрея Могучего "решительным образом модернизировать сцену".

Спектаклей здесь не дают, но внутрь пройти иногда разрешают. Был бы повод! В минувший понедельник поводом взглянуть на то, как и что изменилось в добром старом БДТ, стала презентация новой книги Эдуарда Кочергина, главного художника театра.

По деревянному настилу, перекинутому от мостовой к центральному входу, пригнувшись, чтобы не въехать головой в нависающие над ним строительные леса, вхожу в помещение, бывшее прежде кассовым. "Не сюда, дальше, пожалуйста, проходите прямо в зал", - просят не останавливаться строгие охранники. Верхнюю одежду при этом предлагают не снимать - в зале довольно свежо. Ряды кресел оттуда убраны, занавес снят, сцена... Ее вроде как и нет совсем. Вместо нее - некий невыразительный дощатый помост.

Именно сцена стала "главным тормозом" при нынешней реконструкции. В том смысле, что, согласно предварительному проекту, ее не предполагали модернизировать. Но работать на прославленной самим Товстоноговым, а по нынешним временам старомодной площадке современные режиссеры просто не смогли бы. В этом уверен Андрей Могучий. Он настоял на осуществлении проекта, над которым лично работал вместе с опытными мастерами. "Это будет сцена-трансформер, универсальная конструкция с освобожденным от механизмов трюмом и состоящая из ста модулей", - говорит он.

Из этих модулей, как предполагается, можно будет собрать любую площадку - от стандартной коробки до авангардного бассейна. Дело за малым: получить дополнительное финансирование из федерального бюджета. Побывавший недавно в БДТ с инспекцией заместитель министра культуры Григорий Пирумов идеей главного режиссера проникся и готов ее поддержать.

Построенный в 1870-х годах по заказу Апраксиных архитектором Фонтана, особняк на Фонтанке славился некогда своим внутренним убранством. В советские годы, как теперь выясняется, многое было либо уничтожено, либо, чаще всего, скрыто за штукатуркой, новой идеологической росписью. В этом убеждаешься, оглядывая зрительный зал с верхних ярусов. Расписной плафон с отреставрированной красавицей-люстрой из горного хрусталя; выразительные "артистичные" лампы вдоль самих ярусов; светлее на несколько тонов (говорят, такова была изначальная внутренняя тональность здания) перегородки лож, стены фойе, что делает и сам театр светлее, праздничнее.

Вопрос для многих бывший болезненным, прежде всего для Олега Басилашвили: сохранится ли в том виде, в каком была при Товстоногове и все эти годы после ухода Мастера, его гримуборная? Олег Валерианович делил ее когда-то с Сергеем Юрским. Заходя туда к ним, их многочисленные друзья по предложению актеров оставляли там свои автографы. Родился единственный в своем роде, по-своему уникальный музей. Среди тех, кто расписался там, художник Марк Шагал, клоун Юрий Никулин, бард и актер Владимир Высоцкий, маршал Жуков. По словам Андрея Могучего, все росписи в этой гримуборной останутся.

Что не видно, но уже известно из того, чтобы сделано строителями за минувшие два года, - укрепление стен БДТ. Они, как говорят, практически рассыпались. Сказывается близость Фонтанки, интенсивное автомобильное движение последних десятилетий и сравнительно недавние пристройки внутреннего двора. Было принято решение поместить стены в металлическую сетку и начинить их специальными строительными инъекциями, которые вводили (благо, современные технологии это позволяют) прямо в исторические кирпичи. И теперь, утверждают строители, они (стены) словно из бетона.

Если труппа со своими спектаклями вернется в свой родной театр лишь в мае будущего года, то небольшие закрытые вечера, встречи, презентации на "отдельных пространствах" старого-нового дома на Фонтанке, 65, вполне уже можно проводить. Что и доказал вечер с Эдуардом Кочергиным и его новой книгой "Записки планшетной крысы", посвященной автором любимому БДТ. Новая книга - про театр, про мастеров постановочных частей, рассказы про актеров. Заканчивается она повестью "Медный Гога" о Товстоногове. Андрей Могучий срежессировал вечер, превратив его в театрализованное представление.

Кстати

В четверг, 26 сентября, состоится рабочая поездка министра В. Мединского в Санкт-Петербург. В ходе визита министр проведет ряд рабочих встреч, в частности, в 14.00 в Большом драматическом театре им. Г.А.Товстоногова встретится с художественным руководителем Андреем Могучим по вопросу реконструкции театра, а также пообщается с творческим коллективом.