25.09.2013 23:41
    Поделиться

    Запасов угля на Земле хватит минимум на 270 лет

    Уголь остается на сегодняшний день самым перспективным источником энергии на планете
    Уголь продолжает оставаться важнейшим и наиболее перспективным источником энергии на Земле: запасов нефти хватит лет на 40, газа - на 60 лет и более, а угля минимум на 270 лет. Сегодня в мире угольная энергетика занимает 40%, в Китае и Индии - 70-80%, в США - порядка 40%, Германии - около 50%. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), в ближайшие 20-25 лет уголь останется вторым по значимости топливно-энергетическим ресурсом после нефти. МЭА отмечает, что в условиях текущей политики потребления спрос на уголь к 2035 году может вырасти на 70% с учетом расширения спектра технологий использования угля.

    Россия имеет сегодня все ресурсы и возможности для того, чтобы стать одним из ключевых драйверов роста в угольном секторе планеты и упрочить позиции на мировом угольном рынке.

    "Эта отрасль не только традиционная для нашей страны, она и перспективная, важная для экономики Российской Федерации, и она будет долгие годы сохраняться. Мы должны думать о том, как ее развивать, как обеспечить рабочие места, как сделать ее более прибыльной и более конкурентоспособной", - отметил президент России Владимир Путин на заседании Комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК и экобезопасности, прошедшем в Кузбассе 26 августа.

    Сегодня российская угольная отрасль - это 354 млн тонн добычи (2012 г.), 132 млн тонн угля экспорта, 165 тысяч рабочих мест и 500 тысяч - в смежных отраслях, около 54 млрд рублей налогов и социальных отчислений ежегодно.

    Российские угольные компании готовы к тому, чтобы достойно конкурировать на мировом и отечественном энергорынках. По словам заместителя министра энергетики РФ Анатолия Яновского, угольные компании в 2012 году инвестировали в развитие 116,9 млрд рублей, что на 17,5% больше уровня 2011 года. Он отметил, что инвестиции угольных компаний продолжают расти, даже несмотря на текущую негативную ценовую конъюнктуру на мировом и внутренних рынках. На заседании Комиссии было отмечено, что за последние пять лет угольные компании России инвестировали в развитие 364 млрд рублей при том, что чистая прибыль всех угольных компаний за это же время составила 261 млрд рублей.

    Основным угледобывающим регионом страны остается Кузбасс, вышедший на уровень ежегодной добычи в 200 миллионов тонн угля - порядка 60% всего российского угля. По итогам 2012 года в угольную отрасль региона было инвестировано 100 млрд руб. По словам губернатора Кузбасса Амана Тулеева, в регионе "прописались" самые ответственные и эффективные собственники. Результат - постоянный рост. "В 2013 году мы ввели в эксплуатацию две шахты: "Ерунаковская-8", "Бутовская". Запустили обогатительную фабрику "Каскад-2", в сентябре запускается вторая очередь обогатительной фабрики им. Кирова - там практически построена новая фабрика. С вводом этих предприятий мощности по добыче выросли на 4,5 млн тонн. И на 9 млн тонн - по переработке угля", - отмечает глава региона.

    Порядка 40 млн тонн угля в год добывается в Красноярском крае, обладающим большими запасами дешевого угля, добываемого открытым способом.

    По сути дела, все регионы Сибири и Дальнего Востока от Кемеровской области до Сахалина являются угледобывающими. Помимо уже действующих мощностей, существует много перспективных. "Прежде всего это новые угледобывающие районы в Тыве, Якутии, Забайкальском, Хабаровском краях, Амурской области, на Сахалине, - говорит министр энергетики РФ Александр Новак. - Для этих угольных бассейнов стратегически важно развитие транспортной инфраструктуры. По сути, речь идет о развитии крупных угольно-энергетических кластеров. В них целесообразно использовать технологии глубокой переработки угля, позволяющие получать не только электро- и теплоэнергию".

    Важной остается и социальная роль угольной отрасли в жизни страны. Угольные предприятия являются градообразующими для более чем 30 городов и поселков общей численностью более 1,5 млн человек. И, как показывает пример Кузбасса, отрасль может служить надежной основой для экономического и социального развития регионов, в частности, в качестве образца решения актуальных проблем моногородов.

    По словам заместителя губернатора Кемеровской области Дмитрия Исламова, в Кемеровской области по поручению губернатора А.Г. Тулеева ведется системная работа по модернизации и развитию экономики моногородов. Приняты соответствующие законы, комплексные инвестиционные планы моногородов ежегодно актуализируются и дополняются новыми инвестиционными проектами и мероприятиями. Моногорода Прокопьевск, Ленинск-Кузнецкий и Таштагол получили поддержку из федерального бюджета. На эти средства создана инфраструктура для реализации якорных инвестиционных проектов, что позволило привлечь на 1 рубль бюджетных средств порядка 11 рублей частных инвестиций. За 2010-2013 годы в этих трех городах создано более 16 тысяч новых рабочих мест. Уровень безработицы в среднем по трем городам сократился в 2,6 раза, уровень монопрофильности снизился на 11,2%.

    Заместитель председателя Внешэкономбанка Ирина Макиева отмечает: "Кемеровская область является лидером в стране по количеству моногородов, которых здесь 19. Все региональные центры являются моногородами, где проживают около 1,7 млн человек. Отличительной чертой Кузбасса и угольных моногородов, заслуживающей уважение, является то, что власти всегда и в полном объеме выполняют взятые на себя обязательства, часто повышенные, по модернизации экономики своих сложных территорий. Отличительной чертой, которой Кузбасс выгодно отличается от многих регионов, является то, что здесь очень четко и эффективно работает связка "власть-бизнес". Власть со своей стороны создает условия для развития бизнеса, а бизнес активно участвует в реализации новых инвестиционных и социальных проектов в регионе. Например, для руководителей муниципалитетов обучающие мероприятия, организует обмен опытом и консультации для того, чтобы активизировать местные администрации, помогать им компетентно выстраивать управление, формировать видение дальнейшего развития городов. В конечном счете это позволит более эффективно привлекать и использовать бюджетные и внебюджетные инвестиции, а значит, дать моногородам "вторую жизнь".

    Самое рентабельное - экспорт. Сегодня уголь приносит в страну ежегодно 13 млрд долларов и остается пятым, после нефти, нефтепродуктов, газа и черных металлов, базовым экспортным продуктом. И если Россия имеет крупную долю на рынке Европы (32%), то на быстрорастущем рынке стран Азиатско-Тихоокеанского региона страна представлена пока что слабо - менее 5%. Именно в направлении АТР возможен рост. Анатолий Яновский считает, что уже "в 2013 году Россия может увеличить экспорт угля в Китай до 20 млн тонн". Для сравнения - в 2011г. - 10,5 млн тонн.

    Перспективы развития пока что упираются в реальность транспортных ограничений - как железнодорожных, так и портовых. Специфика российского угля в том, что основные добывающие мощности находятся достаточно далеко от портов. Железнодорожный тариф играет в перспективе определяющее значение. Если происходит какой-либо скачок тарифов относительно запланированных темпов, это выбивает угольщиков с рынка.

    "Действующая система железнодорожных тарифов требует совершенствования, она должна быть предсказуемой, давать возможность потребителям прогнозировать свои транспортные расходы", - отметил на заседании Комиссии Владимир Путин.

    Александр Новак отметил, и эту позицию поддержали председатель Совета директоров "Кузбассразрезугля" Андрей Бокарев и глава СУЭК Владимир Рашевский, что целесообразно переходить на долгосрочное тарифное регулирование в сфере грузовых железнодорожных перевозок и на формирование действующих тарифов на перевозку угля железнодорожным транспортом с учетом конъюнктуры мирового рынка, то есть на формирование так называемого гибкого тарифа в экспортных направлениях. На совещании в Кузбассе Владимир Путин дал поручение вернуться к обсуждению гибких тарифов.

    Государство поддерживает важнейшие инфраструктурные проекты. "Президентом было принято важнейшее для отрасли решение о государственном финансировании программы расширения мощностей БАМа и Транссиба, - говорит Аман Тулеев. - Это открывает кузбасскому углю полуприкрытую пока дверь на азиатские рынки. Именно здесь мы можем существенно нарастить экспортные поставки".

    "Без этого мы, конечно, не смогли бы обеспечить и не сможем обеспечить рост такой перевозки. Тем более что рост перспективного спроса на энергетический уголь со стороны стран Азиатско-Тихоокеанского региона в целом будет продолжаться сохранение в среднесрочной перспективе важной роли каменного угля в глобальном топливно-энергетическом балансе", - уверен глава РЖД Владимир Якунин.

    А расширение портовой инфраструктуры - одно из важных инвестиционных направлений для угольных компаний. "Кузбассразрезуголь" работает над третьей очередью порта Восточный. ОАО "Сибирская угольная энергетическая компания" завершает строительство второй очереди Ванинского балкерного терминала в Хабаровском крае. СДС запускает проект в бухте Суходол.

    Относительно внутреннего рынка на совещании в Кузбассе Владимир Путин отметил, что он, при его огромном потенциале, по-прежнему не развивается, хотя ранее было принято решение о стимулировании наращивания внутреннего потребления угля за счет развития угольной генерации в энергетике и в жилищно-коммунальном хозяйстве.

    При этом угольная отрасль играет заметную роль для экономики, прежде всего для территории Сибири и Дальнего Востока. "Если в Европе доля угольной генерации - 8%, то в Сибири и на Дальнем Востоке - 50, - отмечает генеральный директор "Сибирской угольной энергетической компании" (СУЭК) Владимир Рашевский. Благодаря углю стоимость электроэнергии в Сибири одна из самых дешевых в мире - 1,9 руб. за кВт/ч, более чем в полтора раза ниже, чем цена для конечного потребителя в Европе и на Урале. Уголь в Сибири в полтора раза дешевле, чем газ, и стоит в пять раз меньше, чем мазут. Вместе с тем существует потенциал для перетока дешевой электроэнергии из Сибири в зону Европы и Урала и возможность развития сетевых связей между территориями Сибири и Урала. Пока что эти возможности не использованы".

    Среди других мер поддержки угольной отрасли - поддержка развития новых угольных месторождений в труднодоступных регионах, меры по стимулированию инвестиционного процесса и совершенствование нормативной и законодательной базы для того, чтобы обеспечить конкурентоспособность нашей угольной отрасли.

    Андрей Бокарев указывает также на возможность перехода сегодняшних, еще работающих на мазуте котельных на территории России на угольную составляющую. Приблизительно это может дать порядка 4 миллионов тонн дополнительного потребления угля.

    Председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности Иван Мохначук обозначает еще одну проблему, тормозящую развитие угольной отрасли: нехватка квалифицированных кадров, разрушенная система отраслевой науки: "Современной системы подготовки рабочих кадров нет. И если раньше Минуглепром СССР курировал училища и техникумы, то сегодня они отданы в регионы, в районы, в муниципалитеты. И до конца непонятно, как нам дальше решать эту проблему. Спасибо Тулееву, который недавно реанимировал один техникум в Кузбассе".

    На заседании Комиссии были поставлены самые актуальные для угольной отрасли вопросы, приняты решения и даны поручения президента - как эти вопросы решать, чтобы российский уголь укреплял свою фундаментальную роль в российской экономике и достойно представлять страны на мировом энергетическом рынке.

    Поделиться