"РГ" выяснила, какое жилье появится в московских промзонах

Может ли район массовой застройки быть изначально не бросовым, жить в котором не престижно, а важно лишь то, насколько быстро оттуда добраться до центра Москвы? Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов убежден: не только может, но и обязан. Но для этого у человека в нем должно быть не только спальное место, но и возможность интересно провести время. Чтобы показать, как это может выглядеть, он пригласил журналистов прокатиться в промзону Коровино.

В поисках позитива

Западное Дегунино находится на северо-востоке Москвы, неподалеку от МКАД. Обычное месторасположение спальных районов столицы. Но суть заказа, сделанного властями города строителям, выигравшим его на тендере в прошлом году, состоит как раз в требовании уйти от появления очередного спального района, создать комфортную среду, город, удобный для жизни. Так сформулировал эту задачу в своей предвыборной программе Сергей Собянин.

Пока здесь идет стройка. "Когда в январе мы пришли сюда, территория была забита металлическими контейнерами, которые использовались под склады, - рассказал гендиректор компании-подрядчика Денис Бородако. - А вокруг горы грязного грунта и фундаменты производственных корпусов. К декабрю мы должны ввести в строй 11 из 12 17-этажек, которые строим для очередников, переселенцев из сносимых 5-этажек и обманутых дольщиков".

Дома обычные, панельные. Впрочем, судя по первым двум, практически готовым, все же не совсем обычные. Стилистика оформления одинаковая, а цвета разные. "Это очень важно для человека - знать, что твой дом отличается от соседних, чтобы можно было сказать - рядом стоит оранжевый дом, а я живу в зеленом", - говорит Сергей Кузнецов. Новый главный архитектор Москвы отдает предпочтение ярким цветам: "У нас слишком много плохой погоды, когда все вокруг серое и никакого позитива. Недаром же исторически и Кремль, и Собор Василия Блаженного построены такими красочными". Словом, унылой серости в архитектуре, породившей фильм "Ирония судьбы...", объявлен бой.

Дома даже словно стали стройнее, элегантнее. "Это благодаря качественной плитке и акриловым краскам, которые применяют строители для прокрашивания зазоров и торцов зданий", - поясняет Кузнецов. Задача перед домостроительными комбинатами поставлена более глобальная - вообще сменить модельный ряд панелей. Но это требует времени. Вот, чтобы не плодить устаревшую архитектуру в переходный период, и пытаются городские власти добиться изменений средствами, которые можно применить немедленно. Плитка, краски, качественная столярка... И при этом себестоимость квадратного метра вместе с коммуникациями всего 70 тыс. рублей.

Въезд во двор запрещается

Но главное отличие проекта - в планировании нового района. Он строится по принципу квартальной застройки. Все 12 домов расположены в виде каре с двором внутри. С детскими и спортивными площадками, газонами, цветниками. Машинам въезд запрещен: это безопасное место для людей, куда можно отпустить ребенка погулять одного, поглядывая за ним из окна. Для чужих автомобилей предусмотрены две гостевые автостоянки, для жителей - два паркинга, место в которых придется либо покупать, либо арендовать - власти полны решимости и дальше продолжать политику отвоевывания пространства у машин для людей. Автомобилям место за пределами каре.

Там же, за границей жилого комплекса, расположатся детсад, школа и поликлиника на 750 посещений в смену, предназначенная одновременно и взрослым, и детям. Время их сдачи - до 1 сентября 2014 года. За задержку на многие годы, как случалось прежде с социалкой в новостройках в Москве, предусмотрены такие штрафы, что просто разорят застройщика.

Первые этажи всех жилых домов нежилые. То есть предназначены как раз для того самого общественного пространства, которого в Москве так не хватает в районах массовой застройки. Они и построены иначе - с высокими потолками, огромными витринами. Здесь найдут себе место магазины, кафе, рестораны, кружки и секции для детей, фитнес-клубы для их мам и пап, советы ветеранов для бабушек и дедушек... Словом, у жителей не останется причин все время стремиться куда-то ехать далеко от дома.

Шаг в сторону

Ну а что еще за пределами этого собственного мирка? Городской сквер. Улицу Базовскую, которая ведет к новому микрорайону, ждет реконструкция - по ней пустят дополнительные маршруты автобусов до ближайшей станции метро "Петровско-Разумовская". Реконструкция Дмитровки уже идет вовсю. Недавно введены в строй две ключевые транспортные развязки на пересечении с 3-м Нижнелихоборским проездом и Долгопрудненским шоссе. Они избавили автомобилистов от 3 светофоров, собиравших огромные пробки. А сооружение развязки МКАД с Дмитровкой завершится в будущем году, и тогда на дорогах станет полегче. Впрочем, из бывшей промзоны Коровино ее новым жителям не обязательно далеко ехать и на работу: вокруг полно офисов и действующих предприятий.