Три спектакля художественного руководителя МДТ Льва Додина из гастрольной афиши - "Бесы", "Три сестры", "Жизнь и судьба" - это уже театральная классика, в столице которую успели и оценить, и наградить, и полюбить. Для двух относительно новых названий в репертуаре Малого драматического - "Коварства и любви" и "Врага народа" - это будут первые гастроли в Москве.
Гастроли, которые отчасти, может быть, утолят вечную чеховскую тоску трех сестер - "В Москву! В Москву!", помогут выяснить, покинули ли бесы Россию, и насколько символично то, что уже не первый раз последним гастрольным спектаклем Лев Додин показывает "Бесов". Пройдутся маховиком истории по жизни и судьбе каждого. Объяснятся в любви и во всем ее коварстве. А в одной из самых социально острых пьес Ибсена подчеркнут, что самый сильный человек на свете - это как раз тот, кто наиболее одинок и не боится пойти один против всех. Как это делает доктор Стокман Сергея Курышева во "Враге народа" - одной из последних премьер Малого драматического.
В пьесе Генрика Ибсена количество персонажей сокращено до шести. Никаких сыновей, побочных отвлекающих сюжетных линий, - норвежская классика предлагается в новой сценической и литературной версии Льва Додина, исключающей четкое деление на хороших и плохих. То есть абсолютно положительного курортного врача Стокмана и его резко отрицательного брата-мэра-злодея не предвидится. Все получится гораздо сложнее, чем известный сюжет с экологическим подтекстом о борьбе за правду и чистоту лечебных вод.
Конец XIX века, тихий норвежский город. Курортный врач из одного из самых уважаемых членов общества становится первым врагом своего народа. В местных целебных источниках он обнаруживает опасные примеси, но в обнародовании результатов его исследований городские власти совсем не заинтересованы. Вопросов по ходу противостояния возникает множество - что важнее: здоровье людей или благосостояние города? Репутация известного курорта или истина? Спокойствие большинства или муки совести одиночки? И т.д. и т.п., с риторическим оттенком. Спектакль имеет посвящение 150-летию Станиславского, в 1900 году поставившего "Доктора Штокмана" и сыгравшего главную роль. Но это скорее дань имени и круглой дате, чем прямой отсыл к традициям и истории МХТ. В МДТ оформил пространство художник Александр Боровский, последнее время - большой поклонник стиля театрального минимализма. Спрятаться в его декорациях будет не за что.