Представители бизнеса и эксперты будут искать ответы на эти вопросы во время дискуссий на форуме в Сочи.
При этом ключевой вопрос не в том, столкнулась ли российская экономика со стагнацией или нет, считает замминистра экономразвития, завкафедрой макроэкономического регулирования и планирования экономического факультета МГУ Андрей Клепач. "Более важно, какие уроки мы можем извлечь из нынешней ситуации. А она показывает, насколько уязвима наша экономика", - говорит он. Причем даже на фоне высоких цен на нефть. Для существенного вклада в экономический рост нужны другие факторы, другие двигатели роста.
Причина нашего замедления - не столько ситуация на внешних рынках, сколько внутренние проблемы, уверен директор по макроэкономическим исследованиям НИУ "Высшая школа экономики" Сергей Алексашенко. Нельзя говорить, что капитал бежит с развивающихся рынков, утверждает он. Нельзя сказать, что деньги "отвернулись" и от России, российские гособлигации пользуются спросом, приводит аргументы Алексашенко. Нет ухудшения внешней ситуации ни на сырьевом рынке, ни на финансовом, продолжает он. Но тормозит реальный сектор экономики, и ядро этого замедления - несырьевые отрасли, обращает внимание эксперт. Снижаются инвестиции. И это, по его мнению, главный фактор, объясняющий замедление темпов роста российской экономики.
Но есть несколько развилок, которые играют критическую роль с точки зрения темпов и качества роста экономики, считает Клепач. Первая развилка - ограничение роста тарифов естественных монополий. Решение об их "заморозке" для предприятий уже принято. Но эта пауза в индексации тарифов должна быть использована, чтобы выработать новую модель ценообразования, восстановить доверие инвесторов к инфраструктурным компаниям, считает Клепач.
Вторая развилка - это бюджетные правила. Проблема в том, что для необходимых реформ, компенсации негативной внешнеэкономической ситуации требуется больший уровень бюджетных расходов, чем тот, что возможен по бюджетному правилу: минимум на 0,5-0,7 процентных пункта, рассчитал Клепач. Частично потребности можно перекрыть инвестированием средств Фонда нацблагосостояния. Но опасность в том, что замедление роста ухудшает доходную базу бюджета, это должно привести к сокращению расходов. А уменьшение госзатрат на образование, здравоохранение и науку неизбежно дает торможение экономического роста, предупредил Клепач.
Например, несмотря на существенный рост тарифных выплат по Фонду обязательного медицинского страхования, в реальном выражении расходы на здравоохранение будут снижаться, объяснил Клепач. А в связи с этим возникает вопрос: как будет развиваться высокотехнологичная специализированная медицинская помощь, дорогостоящие формы лечения? "Это риски, и здесь нужны серьезные институциональные изменения", - полагает Клепач.
Кроме того, жесткая бюджетная политика выводит на передний план еще один вопрос: какой должна быть денежная, курсовая политика, считает он. Мы переходим к таргетированию инфляции, но один из уроков кризиса как раз в том, что не всем странам подходят такие методы управления денежно-кредитной политикой, размышляет Клепач.
Для перелома ситуации, и уж тем более для выхода на более высокий темп роста, нужен пример, нужен ведущий, нужны серьезные большие проекты, считает Клепач. По мнению Алексашенко, чтобы в них наряду с государством подтянулись и частные деньги, надо прежде всего повысить доверие к госинститутам.
Тем временем
Должна произойти перебалансировка экономического роста, считает минэкономразвития. На это ориентирован базовый сценарий социально-экономического прогноза на последующие три года. По нему рост экономики в 2014 году должен ускориться с 1,8 до 3 процентов, к 2016-му до 3,3 процента. Он предполагает повышение конкурентоспособности, в том числе за счет торможения роста первичных энергетических и инфраструктурных издержек и определенного перераспределения доходов в пользу перерабатывающих отраслей. Предполагается также реализация масштабных инвестпроектов, расширение поддержки малого бизнеса, последовательное улучшение делового климата.