Все эти данные будут отражаться на инвестиционной карте России, рассказал "РГ" гендиректор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Андрей Никитин.
Так где же будет размещаться инвестиционная карта России, где ее искать, кому присылать запросы?
Андрей Никитин: Запросы слать не потребуется. Все данные будут в открытом доступе, на портале Инвестклимат.рф.
Этот ресурс уже работает. Сейчас на этом сайте предприниматели дают оценку качеству выполнения "дорожных карт", разработанных в рамках Национальной предпринимательской инициативы. Работа строится так. Как только на сайте появляется документ - принятая "дорожная карта" - к ней прилагается специальная форма.
С одной стороны, мы разъясняем, в чем смысл карты, то есть пишем: "Мы хотели это сделать для того, чтобы...". И далее по конкретным пунктам. А также посыл: "Уважаемый предприниматель из такого-то города, вы увидели конкретный результат или нет?". Люди пишут, оставляют свои отзывы с конкретными примерами. Нам бы хотелось, чтобы этот сайт стал реальным инструментом доверия, чтобы предпринимательское сообщество понимало, что оно может оперативно влиять на ситуацию.
Постепенно мы наполняем сайт новым содержанием, на нем появляются новые разделы.
То есть инвестиционная карта - это не единственная новация?
Андрей Никитин: В ближайшее время там же появится еще и систематизированный свод данных о том, как в регионах внедряются стандарты по улучшению инвестиционного климата. Любой предприниматель сможет увидеть, как обстоят дела в его регионе с различными показателями, которые могут повлиять на его деятельность: как регион планирует стратегию развития образования, какие планы по росту энергетических мощностей, развитию инфраструктуры.
Такая информация очень важна и имеет практический смысл, потому что на основе этих данных бизнес может принимать более обоснованные инвестиционные решения.
Всего с 2012 года правительство утвердило девять "дорожных карт". Эффект уже ощущается?
Андрей Никитин: В первую очередь можно назвать улучшение ситуации с подключением к электросетям в части, которая касается малого бизнеса. Предприниматели уже оценили уведомительный порядок подключения к объемам до 150 киловатт. Это очень важный момент с точки зрения малых производств - пекарен, небольших ресторанов и кафе, малых производственных цехов.
В ряде регионов составлены карты сетей со списком свободных мощностей. То есть предприниматель, который планирует открывать или совершенствовать свой бизнес, видит, какие ресурсы с точки зрения электросетей у него есть для развития.
Предприниматели также возлагали большие надежды на карты по строительству и таможне? Как идет их реализация, оправдали они эти надежды?
Андрей Никитин: В дорожной карте по таможне уже введен порядок предварительного электронного декларирования товаров. Предприниматели говорят, что это реально работает. А сейчас в Госдуме готовится ко второму чтению законопроект, по которому таможня не сможет заниматься коммерческой деятельностью, например, оказывать брокерские услуги. Если это будет сделано, мы сможем демонополизировать рынок таких услуг.
В карте по строительству в итоге нам бы хотелось выйти на уведомительный порядок получения разрешения на строительство. Это возможно, когда вся земля в регионе внесена в кадастровые базы данных. Такой процесс сейчас уже завершается во всех регионах.
Неужели все идет так гладко, без проблем?
Андрей Никитин: Должен признать, не все идет теми темпами, которые были намечены. Проблемы есть. Одна из них связана со слабым межведомственным взаимодействием. Это ощущается, когда по одной "дорожной карте", допустим, той же, которая связана с таможней, сокращение сроков перехода через границу зависит сразу от нескольких ведомств - пограничной и таможенной служб, ветеринарного контроля, минтранса. Мы столкнулись с тем, что координация действий идет очень медленно.
Еще одна важнейшая проблема - качество исполнения карт на региональном уровне. Там также не всегда проходит оперативно реализация запланированных мероприятий карт.
Какие дорожные карты стоят у АСИ в плане на ближайшее время?
Андрей Никитин: На ближайший Наблюдательный совет, думаю, мы вынесем карты по налоговому администрированию и по оценочной деятельности. Первая карта напрямую касается количества времени, которое тратят бухгалтеры и руководители предприятий на подготовку налоговой отчетности. Реализация карты рассчитана на несколько лет.
С картой по оценочной деятельности история сложнее. Ее основу составят законодательные инициативы, закрепляющие ответственность оценщиков. Это необходимо, например, при анализе стоимости государственных активов или оценке закладываемого имущества при жилищном кредитовании.
Разве сейчас оценщики не несут ответственности?
Андрей Никитин: Сейчас предусмотрена персональная ответственность оценщиков, но ответственность оценочной компании практически ничем не регулируется. Эту ситуацию, безусловно, необходимо менять. Поэтому оценщикам предложат создавать компенсационные фонды и вступать в саморегулируемые организации бизнеса.
Сегодня оценочная деятельность стала одной из проблемных сфер в России. Отсутствие ответственности приводит к тому, что две разные компании дают совершенно разные оценки того или иного объекта. А ведь на основе оценки начисляются налоги!
Качество оценочной деятельности влияет на многие сферы. Например, на качество и скорость арбитражных процедур, потому что они зависят от тех документов, которые попадают в суд.
Агентство собиралось заняться "дорожной картой" по упрощению доступа бизнеса в социальную сферу. О чем идет речь, на какую роль здесь может претендовать бизнес?
Андрей Никитин: Это может быть что угодно - частные детсады, медицинские учреждения, дома престарелых... На декларативном уровне государство поддерживает вход частного бизнеса в эту сферу. Но на деле существует огромное количество подзаконных актов, которые мешают процессу. Наша задача - сделать так, чтобы подобных препятствий не было.
Мы считаем, что на первом этапе в течение ближайших трех лет около 10 процентов услуг социальной сферы должен оказывать частный бизнес. Будет ли эта доля увеличена в дальнейшем? Это станет понятно позже, по мере реализации "дорожной карты", которую АСИ также представит в ближайшее время.
Есть еще направления, по которым будут разрабатываться "дорожные карты"?
Андрей Никитин: Карта по национальной системе компетенции и квалификации. Толчком к ее разработке стала задача по созданию новых высокопроизводительных рабочих мест - 25 миллионов к 2020 году. Но здесь сразу возникает очень важный вопрос: кто именно на этих местах будет работать? Мы видим, что в перспективе система образования может дать нам только 2-3 миллиона человек. Кто займет остальные вакансии? Это люди, которые уже получили образование, но которым надо дать возможность и стимулы к дополнительному обучению.
В результате вырисовываются абсолютно конкретные проблемы, которые надо решить. Одна из них - развитие электронного образования, создание онлайн-университетов, которые могли бы по итогам экзаменов выдавать документы государственного образца. Но, с другой стороны, надо развивать профессиональные сообщества, которые бы готовили образовательные стандарты. Еще один важный вопрос - привлечение высококвалифицированных соотечественников из бывших республик Советского Союза. Если талантливый студент из другой страны учится в российском институте и подает надежды, то процедура получения им гражданства должна быть максимально упрощена.
Карта сложная в том числе и потому, что за эту сферу нет конкретного ответственного лица, министерства или ведомства. Но все же мы считаем, что этот вопрос находится в экономической плоскости, так как занятость - это состояние отечественной экономики.
Вы недавно говорили, что "дорожные карты" будут закреплены за конкретными министерствами. Что это значит: будет предусмотрен механизм ответственности для чиновников за то, что карта не выполняется, - их уволят, лишат премии?
Андрей Никитин: Государственные служащие работают в рамках Трудового кодекса. Этот документ предполагает, что если не выполняется приказ непосредственного руководителя, то за это следуют определенные санкции.
И я не думаю, что в данном случае нужны какие-то дополнительные способы поощрения или наказания.
В то же время за конкретными ведомствами карты должны закрепляться распоряжением правительства. Это означает, что выполнение задачи, указанной в карте, контролируется на высшем уровне президентом, председателем правительства, что, конечно, должно стать дополнительным стимулом для ведомств.
Одна из тем инвестфорума в Сочи - институты развития. Как вы считаете, какие проблемы надо обсудить здесь в первую очередь?
Андрей Никитин: Институты развития играют очень серьезную системообразующую роль. Но возникает вопрос эффективного взаимодействия федеральных и региональных институтов развития.
Пока еще возможности институтов развития задействованы слабо, никто не может оценить, на что способны институты развития, - об этом я говорю абсолютно прямо. Не существует полноценной информационной поддержки деятельности таких институтов, плохо разъясняется их специфика. Надо, чтобы любой предприниматель мог четко уяснить, куда именно ему надо обращаться с конкретным вопросом. Вся информация крайне разрознена, не систематизирована. Вот о том, как изменить эту ситуацию, на мой взгляд, и надо поговорить в Сочи.