Во время ДТП на трассе М-7 девушку, которая в Казани села в микроавтобус, чтобы доехать до автограда, выбросило вместе с креслом. Эта авария изуродовала не только лицо и тело пострадавшей, вот уже два года, как жизнь ее родственников превратилась в кошмар.
Случайные свидетели
7 декабря 2011 года корреспонденты "РГ" возвращались из служебной командировки из Набережных Челнов в Казань. К вечеру на федеральной трассе М-7 видимость была практически нулевая - снег шел хлопьями, а дорога превратилась в каток. Проехав середину пути, мы попали в огромную пробку, растянувшуюся на несколько километров. Как оказалось, машины встали из-за жуткой аварии, которая случилась на 899-м километре.
С сотрудниками ГИБДД удалось связаться по телефону. Выяснилось, что лоб в лоб столкнулись "Фотон" и "Газель". В аварии серьезно пострадали четыре человека, трое из которых были доставлены в больницу скорой медицинской помощи в Казань. Двое получили серьезные ушибы головы и грудной клетки. Еще одна пассажирка - множественные травмы головы.
Чтобы предупредить водителей о сложной ситуации на федеральной трассе, мы передали сообщение на сайт "РГ". А вскоре в редакцию позвонила Валентина Телешева, которая из нашей заметки узнала, какая беда стряслась с ее дочерью Анастасией.
Столкновения могло и не быть
По ее словам, Настя забронировала место в микроавтобусе по телефону, и диспетчер дала ей указание сесть в "Газель" на Советской площади Казани.
- Во время судебного расследования выяснилось, что на 900-м километре микроавтобус остановили инспекторы ГИБДД, они должны были проверить, все ли пассажиры пристегнуты и соответствует ли их число количеству мест, предусмотренных в "Газели", - говорит Валентина Телешева. - Однако они проверили только документы. В страховом полисе было указано, что эта машина не может использоваться в качестве такси, в свидетельстве о регистрации значилось только шесть пассажирских мест, а лицензии на перевозку людей вообще не было. Водителя "Газели" оштрафовали лишь в марте 2012 года, когда шло расследование уголовного дела.
Буквально через пятьдесят метров от того места, где остановили "Газель", случилась авария. Навстречу "Газели" вылетел "Фотон", водитель которого не справился с управлением в сложных метеорологических условиях. На данном участке стоял знак, ограничивающий скорость до 70 километров в час, но шофер китайской машины его проигнорировал. На суде пассажир "Фотона" рассказал, что машину стало затягивать на обочину, и водитель пытался вырулить, однако автомобиль вынесло боком через встречную полосу на противоположную обочину. И когда шофер стал выравнивать "Фотон" на свою полосу, он столкнулся с "Газелью".
Как показал на суде водитель микроавтобуса, он увидел "Фотон", который бросало из стороны в сторону. Чтобы избежать лобового столкновения, он резко вывернул руль в левую сторону. При столкновении "Газель" снесло на встречную полосу, но до приезда сотрудников ГИБДД водитель переставил машину и скрыл этот факт от инспекторов. То есть возможность избежать аварии все-таки была?
Нашли крайнего, виновных нет
Через несколько месяцев состоялся суд. По решению Тюлячинского районного суда (авария произошла на территории этого района) водитель "Фотона" был признан виновным, и ему назначили условное наказание - 1 год 6 месяцев с испытательным сроком в 2 года. Однако по жалобе матери пострадавшей Верховный суд РТ пересмотрел приговор и назначил водителю полтора года исправительных работ с удержанием 15 процентов заработка в доход государства, а также лишением водительских прав на один год.
Правда, Валентина Телешева просила суд о другом - ей была важна компенсация, чтобы оплачивать лечение дочери. В итоге, кроме больниц, ей пришлось ходить и по судам.
Спустя полтора года после аварии Набережночелнинский городской суд принял решение взыскать в пользу пострадавшей 120 тысяч рублей с каждого из водителей, а также обязал страховые компании, где были куплены полисы ОСАГО для каждого из шоферов, оплатить расходы на лекарства, утраченный заработок и другие траты. Но с этим решением оказались не согласны водитель "Газели" и одна из страховых компаний. Они подали жалобу в Верховный суд РТ.
Куда только мать пострадавшей не обращалась за помощью, но ей никак не удается доказать, что ее дочь пострадала именно из-за того, что сидела на дополнительном кресле, установленном в нарушение норм. Но все жалобы оказываются на столе прокурора Тюлячинского района РТ Фаиля Хайруллина, который отвечает одно и то же: "Причинно-следственная связь не установлена".
- Я не знаю, как мне жить дальше, - плачет Валентина Телешева. - Моя старшая дочь - инвалид-колясочник, здоровье Насти с каждым днем ухудшается. После этой аварии я сама перенесла инсульт и теперь тоже на инвалидности. Я уже не в состоянии разобраться, кто виноват в той аварии, которая исковеркала жизнь моей семьи. Я очень надеюсь на вашу помощь, так как о ДТП узнала из сообщения в "Российской Газете", и на то, что виновные все-таки будут наказаны.
Между тем, в Госавтоинспекции Татарстана заявили, что не снимают вины и с пострадавшей пассажирки. По их мнению, она сама села в этот злополучный микроавтобус и не могла не знать, что сидит на дополнительно установленном кресле. Однако как отличить приставное кресло от штатного, нам не пояснили.
Сейчас в Казани многие частники предлагают междугородные перевозки на микроавтобусах. И никто не дает гарантии, что машина ради прибыли не была переоборудована. А как показала практика, доказать переделки в суде – порой нереально.
Камиль Залялеев, автоэксперт:
- Телесные повреждения, которые Анастасия Телешева получила в ДТП 7 декабря 2011 года, находятся в прямой причинной связи с внесением изменений в конструкцию автомашины марки ГАЗ-2217. Была проведена перепланировка расположения второго ряда сидений микроавтобуса с установкой дополнительного кресла, откидывающегося вперед, которое находилось вплотную к сдвижной боковой двери. Именно сюда пришелся удар во время аварии.
P.S.
Если у кого-то появилось желание поддержать семью Телешевых, просим писать по адресу: kor@rgkazan.mi.ru.