Прежде всего мы поговорим о том, как продвигается внедрение регионального инвестиционного стандарта, разработанного АСИ. И о том, как он соотносится с требованиями именно зарубежного бизнес-сообщества. Имея четкую инвестиционную стратегию, сильную команду профессионалов и необходимые элементы качественной инвестиционной инфраструктуры, регион может и должен включаться в активный поиск инвестора - заниматься продвижением своих инвестиционных возможностей, сосредоточиться на маркетинговых инструментах, работать с базой потенциальных инвесторов, позиционировать себя на международных инвестиционных форумах.
К сожалению, не более десяти российских регионов сегодня готовы к целенаправленному привлечению иностранных инвестиций. Причем наличие или отсутствие существенных запасов природных ресурсов, размер территории и населения практически не играют роли в этом процессе. Порой два соседних, схожих по географическим и социально-экономическим признакам региона демонстрируют колоссальную разницу в инвестиционном развитии. Очевидно, что есть несколько признаков, несколько лучших практик, которые отличают регион-лидер от региона, еще не добившегося ощутимых результатов. Использование этих практик может полностью сменить тренд развития субъекта Федерации. Наиболее системные из инвестиционных практик вошли в региональный инвестиционный стандарт, внедряемый Агентством стратегических инициатив - в 2012 году в пилотных регионах, с начала этого года - во всех субъектах Российской Федерации. Стандарт АСИ укореняет в российских регионах международные стандарты поиска и сопровождения инвестора.
Ключевой момент, на который всегда указывают иностранные инвесторы, с которыми нам доводится общаться - это личная позиция руководителя региона, его заинтересованность в приходе инвесторов. Важнейшее условие для притока проектов в регион - это высококвалифицированная и мотивированная команда, ответственная за привлечение инвестиций. Без необходимых квалификаций, без знания рынка инвестиций ни один самый лояльный чиновник с задачей улучшения условий ведения бизнеса не справится. Поэтому руководителю региона необходимо делать ставку на тех своих сотрудников, которые могут заинтересовать бизнес, умеют говорить на родном для инвестора языке, соблюдают свои обязательства и формируют комфортные для инвестора условия. Во многих регионах в соответствии со стандартом уже появляются региональные институты развития - корпорации и агентства инвестиционного развития - агенты качественных изменений делового климата. Приток профессионалов в эти институты - приоритетная задача, наравне с обеспечением их финансовой самостоятельностью и реальными полномочиями.
Как же предлагается действовать регионам?
Первое - провести честный анализ собственных возможностей и попытаться сформулировать экономическую стратегию, основной целью которой станет приток капитала и открытие новых производств и предприятий. При этом отраслевых приоритетов не может быть много - бизнес с бо'льшей охотой будет инвестировать в регион, где понимают его производственные особенности, где власти сконцентрированы на поддержке приоритетных направлений и способны правильно распределить ресурсы.
Другая сфера приложения усилий - создание инвестиционной инфраструктуры. Это - промышленные парки, бизнес-инкубаторы, производственные площадки. Дело затратное, но оправдывающее вложения при грамотном управлении. Всегда в цене у инвестора - земля с прозрачной историей собственности, необходимые коммуникации, вода, электричество, газ, подключенные или находящиеся в прямом доступе, асфальтированные подъездные пути. Пока что в большинстве регионов такого рода предлагаемые площадки для размещения, как правило - руины советских заводов. Или - участки в чистом поле. А в это время конкуренция усиливается - инвесторы, получающие высококлассную инфраструктуру в регионах-лидерах, начинают формировать требования уже к социальной инфраструктуре - для своих менеджеров и работников.
Сегодня и на региональном, и на федеральном, и на уровне местного самоуправления появляются все новые формы государственной поддержки бизнеса - льготные кредиты, бесплатные услуги, льготное подключение к инженерным коммуникациям, пониженные налоговые ставки. Но далеко не каждая мера поддержки пользуется спросом у бизнеса, очень часто предприниматели не располагают подобной информацией или получение поддержки обставлено огромным количеством противоречивых условий.