Константин Лопушанский: Кино уподобляется мейнстриму бульварной журналистики

Во вторник состоялся пресс-показ, а на следующей неделе выходит в прокат фильм Константина Лопушанского "Роль". Новая работа лауреата лучших мировых кинофестивалей, художника легендарного мастерства, как последняя проверка публики на наличие вкуса. Перед прокатом режиссер дал интервью обозревателю "РГ".

У "Роли" была черновая премьера в "РГ". Сейчас вы показываете новый вариант фильма?

Константин Лопушанский: У нас действительно было сделано два варианта фильма - для русского и зарубежного проката. Во втором меньше текста, чтобы не душить зарубежного зрителя несоразмерным количеством субтитров. Но на московский кинофестиваль у нас взяли международный вариант, на Петербургский кинофорум - тоже, и прокатчик выбрал его.

Русский же вариант я снял на тот случай, если картина поедет по городам и весям России. Чтобы зритель лучше смог понять героя, решившего сыграть роль другого человека, перебравшегося в его судьбу.

Стало общим местом мнение, что "Роль" несправедливо обошли наградами на последнем Московском кинофестивале. Роскошная критика, дружные пророчества главного приза фильму и приза за лучшую мужскую роль Максиму Суханову - а жюри абсолютно не заметило картину.

Константин Лопушанский: Я как-то посчитал, что побывал более чем на 50 фестивалях, из них на 30 получил главные или близкие к главным призы. И на Московском брал "Серебряного Георгия" за фильм "Посетитель музея". При ошеломляющем жюри - Вайда, Кустурица, Стеллинг... Так что грех было бы обижаться, у меня неплохая фестивальная судьба, в том числе и на ММКФ.

Озадачивает только, что организаторы фестиваля приложили большие усилия, чтобы заполучить наш фильм в программу. А потом мудрые критики, знающие тайны фестиваля, сказали, что в жюри собрались люди, ничего не понимающие в русской культуре. Странно, конечно, что при таком жюри, нас так усиленно приглашали в программу...

Эхо протеста против этой недооценки катится по городам и весям.

Константин Лопушанский: Федерация киноклубов в пику основному жюри присудила нам приз "За лучший фильм конкурсной программы", Смоленский кинофестиваль дал Суханову приз за выдающуюся работу, а мне за сценарий - это все очень трогательно. Ну и пресса в высшей степени комплиментарная, давно такой не получал.

Какие эстетики сегодня лидируют в фестивальном кино?

Константин Лопушанский: Ну сегодня такая странная тенденция - не хочу выглядеть ретроградом, но невозможно закрывать глаза на объективные вещи - кино уподобляется мейнстриму бульварной журналистики. Очень часто на фестивалях в авангард попадает шоковое кино. Все, что составляет содержание "жареных фактов", ужас и криминал, все волнующее нервы вводится как инъекция в кровь читателю и зрителю. Но этот поиск дополнительно волнующего материала неизбежно смещает интерес к искусству.

И срывает вкус?

Константин Лопушанский: Да, срывает. Зрители ажиотажно бросаются на все, бьющее по нервам. Хотя и среди этого малоудачного материала есть удивительно удачные вещи, открывающие новый язык, новую дорогу, новое искусство.

Ваша "Роль" - необычная картина о блистательном русском актере-эмигранте Евлахове, решившем вдруг вернуться в разверстую ужасом революционных перемен Россию и доиграть в реальной жизни - согласно модным в Серебряном веке идеям Николая Евреинова - жизнь своего "двойника", красного командира Плотникова. Самые умные критики увидели в этом фильме метафору всего советского проекта - это драма, в которой все играли роли.

Константин Лопушанский: Мы очень близко подошли к глубокой и не нами открытой теме - ролевой сущности человеческого существования. Человек попадает в определенную ситуацию, она ставит его в рамки, задает ему роль - палача, жертвы...

В фильме есть и метафора трагической судьбы тех, кто вернулся из эмиграции в советскую Россию.

Константин Лопушанский: Да, тут звучит такая тема - зовущая нас Россия - Россия как болезнь, Россия как метель. В возвращении моего героя в революционную Россию есть что-то от птицы , возвращающейся на родину, хотя там пожар, там гибелью все дышит. И он не может сбить ее с пути. И наш герой вместо того, чтобы сидеть в теплой финской, (парижской, берлинской) квартире и следить за жизнью на родине через газеты - вдруг решает возвратиться домой в разоренную войной и революцией жизнь. Из-за ностальгии? Из-за тяги к стоянию "у мрачной бездны на краю"? Обе эти страсти есть в нашем генетическом культурном наследии.

Но вот Иван Бунин написал "Окаянные дни" и не помышлял о возвращении.

Константин Лопушанский: Но мы же не знаем, что творилось в его душе. Андрей Тарковский - мы с вами ведем разговор в доме, в котором он жил - недаром снял фильм, посвященный загадочному чувству ностальгии. Помню, как в 1982 году, в феврале, он позвал меня, оказавшегося тогда в Москве, на день рождения жены Ларисы Павловны. Оставался где-то месяц до отъезда, было очень мало гостей. Андрей Арсеньевич вдруг поднял тост: "За Костю и в его лице за всех тех молодых ребят, которых я тут оставляю". Он сказал "оставляю", я это очень хорошо помню. Значит, знал или предчувствовал, что не вернется?

Тарковский считал ностальгию очень важным для нас чувством. В значительной мере определяющим человеческую сущность.

Но вашим героем движет не столько ностальгия, сколько творческий эксперимент.

Константин Лопушанский: Да, его не только Родина притягивает, но и какая-то тайна, недосказанность, недопонятость. А еще им движет жажда достигнуть вершины мастерства. Для актера как художника нет ничего выше "игры в живую". Обычно говоря об актерстве в жизни, мы представляем себе кривлянья дамочек, но здесь речь о другом - об открывании двери в чужую душу. О принятии чужой судьбы, понимании, пробывании ею жить. Это попытка взойти на ту вершину актерства, на которой, говоря словами Пастернака, "кончается искусство, и дышит почва и судьба".

За это наступает расплата, герою снятся чужие сны, чужая душа болит в нем. Он приходит в жизнь девушки как ее несбывшийся возлюбленный. Он берет на себя непосильный крест чужой кровоточащей души, со всеми ее грехами, со всей болью.

Возникало ощущение, что в фильм вписаны и зашифрованы судьбы великих и всем известных людей. Хотелось разгадать, кто на самом деле этот Плотников, не сам ли писатель Андрей Платонов? А "журналист, видевший Чехова", в блестящем исполнении Леонида Мозгового? Или арестованный в Лавре священник...

Константин Лопушанский: Для меня это и мой дедушка Тимофей Петрович. Он был священником, и его расстреляли в 38-м.

Максим Суханов потрясающе сыграл великого актера и краскома одновременно.

Константин Лопушанский: Суханов актер невероятного культурного багажа - и театрального, и жизненного, и философского. Он из тех актеров, кому надо давать свободу, и она обязательно принесет плоды. Когда его герой вернулся в родной город, мы искали интонацию этого возвращения в стихах Мандельштама. Максим предложил прочитать "Пусть в душной комнате, где клочья серой ваты...". Эти неожиданные стихи очень точно легли, это одна из его необычных находок.

На какую киноаудиторию вы рассчитываете?

Константин Лопушанский: Я думал, что его придут смотреть люди моего возраста и круга. И был приятно удивлен, когда в питерском магазине "Порядок слов", где собирается продвинутая молодежь, зал набился битком, и все до глубокой ночи обсуждали фильм.

КСТАТИ

30 сентября начинается прокат фильма "Роль" в Москве, 3 октября - в Санкт-Петербурге и по всей стране. Прокатной судьбой фильма занялась российско-шведская компания "Кино без границ", главная сфера деятельности которой - дистрибуция артхаусных фильмов на территории России.