Новости

27.09.2013 00:40
Рубрика: Экономика

Маршрут под напряжением

В Кавминводах запускают электрический общественный транспорт
Первого октября на улицах Ставрополя появится троллейбус нового поколения с удлиненным автономным ходом. Об этом договорились региональные власти (министерство энергетики, промышленности и связи края, городская администрация) и производитель из Саратовской области. Уже подписано трехстороннее соглашение о внедрении чудо-техники на территории Ставрополья.

Троллейбус, получивший название "Тролза-5265 "Мегаполис" - своего рода гибрид троллейбуса и автобуса. Он продолжает двигаться на аккумуляторных батареях там, где нет электросетей либо происходит сбой в подаче электричества. Предполагается, что машина будет работать в тестовом режиме на маршрутах в краевом центре в течение полугода. В случае удачной "сдачи экзамена" региональные власти примут решение о масштабной эксплуатации на Ставрополье такого транспорта.

Финансирование проекта на пробном этапе осуществляется за счет средств производителя, страховая стоимость одного современного троллейбуса составляет около девяти миллионов рублей. Техника будет оснащена отечественными литий-ионными батареями, сделанными в Новосибирске. Машина с 23 посадочными местами и общей вместимостью 100 человек выполнена из углепластика, оснащена двойными стеклопакетами, кондиционерами и видеокамерами в кабине водителя и в салоне. Стоит также отметить, что при опытной эксплуатации "рога" троллейбуса будет снимать водитель, но завод-изготовитель сейчас уже опробует их автоматическое отсоединение и подсоединение.

По словам генерального директора саратовского предприятия Ивана Котвицкого, подобные троллейбусы нового поколения, имеющие как традиционные токоприемники для передвижения по электросетям, так и аккумуляторную батарею, уже эксплуатируются в Москве, однако их автономный ход в столице составляет всего 500 метров. Транспорт, который поступит в Ставрополь, располагает аккумуляторной батареей, способной обеспечивать автономное питание при поездках на расстояние до 15 километров.

Этого вполне достаточно для того маршрута, по которому собираются отправить новый троллейбус. Предположительно, он будет курсировать между двумя крупнейшими "спальными" территориями города - Юго-Западным и Северо-Западным микрорайонами. При этом будет добираться в том числе и до новостроек, куда еще не подведены коммуникации для электрического транспорта - это крупные микрорайоны "Олимпийский" и "Перспективный".

- Мы хотим в процессе тестирования захватить три времени года - конец осени, зиму и начало весны. Это самое проблемное для эксплуатации троллейбусов время, - сообщил Иван Котвицкий. - Наш транспорт будет двигаться по обычной контактной сети с напряжением в 600 вольт. При этом аккумуляторам не требуется отдельное зарядное устройство - они заряжаются в момент движения. Предположительный срок эксплуатации этих батарей составляет десять лет.

Иван Котвицкий отметил, что выбор края в качестве пилотного региона для тестирования новой техники не случаен. Приоритет отдан Ставрополью, поскольку здесь уже существует инфраструктура для эксплуатации электрического общественного транспорта, а также есть тенденция к внедрению инновационных технологий. В частности, на Кавминводах с этого года в качестве легкового такси работают электромобили. Кисловодск - визитная карточка края, и в перспективе власти надеются сделать его образцовым городом в экологическом отношении. Ставрополье, особенно курорты Кавказских Минеральных Вод, по мнению специалистов, идеально подходят для электромобилей. Ведь львиная доля загрязнений воздушной среды в городе-курорте приходится именно на автотранспорт, и реализация экопроекта позволит значительно улучшить состояние окружающей среды в регионе.

Кроме того, Ставрополье является энергоизбыточным регионом, что также немаловажно для реализации инновационных проектов.

Еще один инновационный проект, который предполагается реализовать на Ставрополье, - внедрение комплексной системы учета и диспетчеризации под названием "Умный город", которая будет осуществлять мониторинг энергоситуации на территории, начиная от крупных предприятий с большим объемом потребления и заканчивая жилыми домами. В перспективе это позволит экономить до 40 процентов энергоресурсов. Реализация проекта с использованием механизмов государственно-частного партнерства предусматривает внедрение новейших инновационных технологических разработок и использование современных систем управления.

Что немаловажно - нововведение не приведет к изменению природного ландшафта и не нарушит экологию. Цель проекта - создание высокоэффективной инфраструктуры для активного развития территорий. Предполагается, что система сможет автоматически в режиме реального времени собирать данные со всех приборов учета (как квартирных, так и общедомовых), равномерно распределять энергию, выравнивать нагрузки в пиковые моменты, что, как считают специалисты, очень полезно для энергетики.

Благодаря этой системе дистанционно, через Интернет будет предоставляться аналитическая информация по каждому потребителю - платит гражданин или юридическое лицо за электричество, газ и воду, какое количество он использовал, есть ли превышение либо, наоборот, потребление подозрительно низкое.

В перспективе возможно создание целой сети "умных" домов, районов, городов, которые со временем можно объединить в единый интеллектуальный кластер инфраструктуры региона. Сейчас разработчики проекта анализируют ситуацию в Кисловодске, чтобы определиться, какой сферой заняться прежде всего: тепловой энергетикой, сетевым хозяйством или водоканалом.

Кстати

В нынешнем году действующие инновационные компании Ставропольского края смогут рассчитывать на троекратное увеличение максимальной суммы субсидий на возмещение затрат - с пяти до 15 миллионов рублей. Сейчас министерство экономического развития края принимает заявки от малых и средних предприятий, работающих в инновационной сфере, на оказание этого вида господдержки. В 2013-м на эти цели выделено 105 миллионов рублей, из них 27 миллионов - для начинающих инновационных компаний и 78 миллионов рублей - для действующих. Подобная форма господдержки действует в крае с конца 2011 года. На сегодняшний момент субсидии получила 61 компания на сумму 150 миллионов рублей. В 2013 году начинающим инновационным предприятиям малого и среднего бизнеса выделили гранты до 500 тысяч рублей.

комментарии

Валерий Зеренков,

губернатор

Ставропольского края:

- В крае есть вся необходимая инфраструктура для развития электротранспорта. Проекты не просто поддержаны на всех уровнях власти, мы в них по-настоящему заинтересованы. Нам нужны такие новаторские начинания.

Они работают на имидж Ставрополья, помогают защитить экологию, развивают нашу экономику и дают дополнительные рабочие места. Но самое главное - делают комфортнее жизнь людей. И нам надо особенно внимательно следить, чтобы электротранспорт становился удобнее. Новые троллейбусы должны подходить всем пассажирам - пожилым людям, инвалидам и мамам с колясками.

Дмитрий Саматов,

министр энергетики, промышленности

и связи Ставрополья:

- В крае активно идет строительство, появляются новые микрорайоны, но инфраструктура не выдерживает этого темпа. И один из выходов - внедрение троллейбусов с автономным ходом. Чтобы пустить в новые районы города обычные троллейбусы, потребуется около 250-300 миллионов рублей - на прокладку новых электросетей, создание подстанций и так далее. При использовании гибридного транспорта, который не нуждается в дополнительной инфраструктуре, сумма уменьшается в разы. Кроме того, троллейбусы с автономным ходом потребляют на 40 процентов меньше электроэнергии. В целом на Ставрополье проводится масштабный ребрендинг имиджа региона. Мы стараемся позиционировать край как туристический, инновационный и экологически чистый.

Экономика Транспорт Общественный транспорт Филиалы РГ Кубань. Северный Кавказ СКФО Ставропольский край Ставрополь
Добавьте RG.RU 
в избранные источники