29.09.2013 23:05
    Поделиться

    Андрей Максимов: Померанц пишет парадоксально и поразительно просто

    "Собирание себя" - так и называется одна из книг выдающегося русского философа Григория Померанца. Вторая, написанная в соавторстве с супругой Зинаидой Миркиной, - "Работа любви". Обе книги, кстати, вышли в этом году.

    Если помните, в прошлой колонке я обещал взять у Померанца интервью... Философ ушел от нас совсем недавно, но остались его книги, а что такое чтение - как не интервью, которое мы берем у автора? Прошлый раз беседовали с Эйнштейном, теперь - с Померанцем. И начал бы я, например, с общественно важного вопроса. Я бы спросил:

    - Григорий Соломонович, что такое "открытое общество"?

    - "Открытое общество - это общество открытых вопросов".

    Вот ведь оно как! Открытое общество - это то, в котором можно спрашивать, а не то, в котором на все есть готовые ответы.

    - А какая проблема в сегодняшнем обществе Вас особенно волнует?

    - "Исходный пункт в нашем обществе - это тоскующая бездуховность. И эта тоскующая бездуховность, эта жизнь серого цвета, - она и вызывает стремление к какому бы ни было свету".

    Слова Померанца - не те, которые надо комментировать, а те, над которыми стоит задуматься. И понять, скажем, что "тоскующая бездуховность" - это вовсе не обязательно о ком-то другом, это, может быть, о тебе самом сказано.

    - Григорий Соломонович, научите: как бороться с врагами?

    - "Для Бога нет другого. Все - Он. Для дьявола Бог - другой, но для Бога дьявол - это Его отпавшая часть. И поэтому "возлюби врагов своих", ибо без них ты - еще не весь ты. Враг - это больная часть тебя самого. Надо исцелиться - стать целым".

    Из-за политических и всяких иных нелепых причин Григорию Соломоновичу дважды не дали защитить кандидатские диссертации - и он бросил это занятие: защищать диссертации. Он ушел от нас, не имея званий и почти не имея наград. Но ушел мудрецом. И еще не одно поколение будет задавать ему вопросы, чтобы узнать единственно правильный и единственно точный ответ.

    - Григорий Соломонович, Вас хочется спрашивать о самом главном. Скажите, а в чем для Вас смысл и сущность любви?

    - "В разделении на два пола есть духовный смысл, есть задача полюбить Другого, совершенно другого как самого себя, и в этой любви к Другому получить образ любви к Богу, совершенно иному, чем люди".

    - А в чем самое главное различие между мужчиной и женщиной?

    - "Мужчина и женщина - глубоко другие, во всем философском смысле другого. В мужчине больше возможностей развития в разных направлениях, он больше может успеть в любой почти отдельной области, но почти всегда за счет целого, вплоть до разрушения целого... Женщина настолько же превосходит мужчину в целостности, как он ее в развитии. В женщине дух неотделим от тела, любовь от материнства, ум от сердца..."

    Есть люди, которые пишут умно, мудро, парадоксально, но очень сложно. Читая их книги, постоянно испытываешь комплекс неполноценности: мол, не дорос еще.

    Померанц пишет умно, мудро, парадоксально и поразительно просто. Он не принадлежит к тем авторам, которые заумью словесных фигур хотят подчеркнуть собственное величие. Величие Померанца - в его абсолютно своеобразном и при этом абсолютно точном взгляде на мир.

    - Григорий Соломонович, для Вас человек - существо духовное, глубокое?

    - "Рыбам не надо менять уровни жизни. Они приспособились - каждая к своему уровню. А человеку надо чувствовать в себе много уровней глубины, чувствовать лестницу, по которой можно подниматься и опускаться. Он так задуман, и в нем есть возможность открыть в себе более глубокие уровни и потом научиться переходить на поверхность и возвращаться вглубь".

    - А как повышать или углублять свой уровень? Как растить собственную душу?

    - "Душа должна сама узнать, что ей нужно. Узнать истину не с чужих слов, даже самых верных и самых прекрасных, а изнутри самой себя. Таким образом, все, что относится к фактам, явлениям нашей жизни, становится знанием со стороны и не имеет отношения к внутренней духовной жизни... (Душа) может знать только то, что есть в ее глубине; докопавшись до своей глубины".

    - Получается, что человек всегда растет?

    - "Физически растут только дети, взрослые растут духовно".

    И хочется крикнуть:

    - Да не растут они, Григорий Соломонович, ни фига! Сколько видим мы вокруг людей, которые не умеют расти духовно, да и не хотят! Сколько видим мы вокруг людей, для которых само словосочетание "духовный рост" - не более чем занудливая банальность.

    Но сдерживаешь крик: что за высокомерное отношение к другим! Величайший мыслитель, умнейший человек считал, что растут люди. Это ли не урок оптимизма мудрости?

    - Григорий Соломонович, в сегодняшнем мире много страха: люди боятся потерять то, что имеют; не приобрести то, что хочется получить. Что им посоветовать?

    - "Всякое приобретение - потеря; или по меньшей мере - забота, как избежать потери, и постоянная угроза потери, а всякая потеря, если вынести ее, становится приобретением".

    Почему-то мне чудится, что на прощанье Григорий Соломонович сказал бы такие слова:

    - "Может быть, ничто не должно служить целью самому себе - ни человек, ни народ, ни ведомство, ни культура. Может быть, не случайно в искусстве так часто становился королем тот, кто соглашался быть всего лишь слугой?"

    И ушел, оставив нас наедине со своими мыслями, то есть с теми мыслями, которые помогают нам понять нас же самих.

    Поделиться