30.09.2013 10:13
Поделиться

В Воронеже впервые показали спектакль театра "Современник"

Для знакомства со знаменитым московским театром организаторы гастролей выбрали экспериментальную постановку "Мертвые души" - не новую, проверенную столичной публикой лет десять назад, но по духу все же антрепризную.

Молодой (ныне, увы, покойный) актер "Современника" Дмитрий Жамойда решился прочесть поэму Гоголя "близко к тексту" - так, по крайней мере, заявлено в аннотации и программке - будучи в США. Однажды в ненастный день парень забрел в библиотеку Гарвардского университета и как-то заново открыл для себя русского классика. Вернувшись домой, поделился идеями с товарищами по труппе.

- Мы собирались в репетиционном зале на пятом этаже театра и сочиняли спектакль - несколько месяцев отдавали ему все свободное время, иногда и ночное, - рассказала актриса Татьяна Корецкая. - Дмитрий не был профессиональным режиссером, продвигался во многом интуитивно. Уже после успешной премьеры (в 2000 году. - "РГ") он признался: когда какая-то мизансцена на репетиции никак не "разводилась", он от бессилия сделал вид, что ему надо позвонить, и вышел. Мы, оставшись одни, выкручивались как могли, а Дима наблюдал из-за двери! Так что это наш общий, выстраданный спектакль. Сколько лет играем одним составом - и все равно, пробегаясь перед показом по тексту, смеемся в голос.

Рассчитывая на камерную сцену (в репзале "Современника" умещается около 150 зрителей), постановщик принес витиеватую, цветистую литературную форму в жертву содержанию. Однако вместе с гоголевской "водой" исчезли куда-то и более тяжелые "фракции" поэмы, ее фантастика, мистика и изъезженная филологами вдоль и поперек философия. Осталась сказка-схема: некий гражданин колесит по N-ской губернии и скупает за бесценок "мертвые" ревизские души.

Для пущей ясности и разнообразия помещикам найдены более современные аналоги - допустим, Собакевич как воротила-бизнесмен или Коробочка как "рублевская жена" (хотя и десять лет назад это - само по себе - уже вряд ли могло выглядеть свежо). Не обошлось без доли "развесистой клюквы" - видимо, пребывание в Америке навеяло. Высветить же по-новому конфликт не удалось. Из текста лишь вырезали по характерному кусочку для каждого из помещиков - примерно так Плюшкин у Жамойды в буквальном смысле препарирует труп очередной "мертвой души".

Некоторые зрители после спектакля задались вопросами типа: зачем Чичикову вообще понадобились эти души? Можно, конечно, списать все на дурное преподавание литературы в школе, но спектакль "Современника" мог бы помочь в работе над ошибками.

Дружелюбный воронежский зритель традиционно провожает любых артистов стоя. Овации и троекратный выход на "бис" стали визитной карточкой публики, которую гастролеры столь же традиционно называют умной и требовательной. Потому удивительно, как сдержанно повел себя зал на сей раз. Надо учесть, что для провинции спектакли "Современника" - несомненно, один из символов высокого искусства. Их не раз поминали театралы, когда в Воронеже развернулась дискуссия о театральной программе Платоновского фестиваля: что это нам, мол, новаторские постановки привозят на пробу, мы еще не все эталонные видели!

Остается надеяться на то, что со временем Воронежу предложат и другие спектакли "Современника". По словам администратора театра, "Мертвые души" были выбраны принимающей стороной за дешевизну и простоту (декораций минимум, актеров пятеро): "Это что-то вроде разведки. Ну а дальше, если не разочаруетесь, придется "Три товарища" везти, где 50 человек на сцене…"