"Сегодня стоимость строительства места детского сада составляет десятки миллионов рублей. Нужны новые методики государственно-частного партнерства в этой области", - отметила член Общественной палаты Нина Поличка. Она рассказала о проекте "Обеспечение конституционного права граждан на дошкольное образование", который стартовал сначала на Дальнем Востоке, а затем должен был распространиться на другие регионы: "В Хабаровском крае мы занимались защитой прав на бесплатное дошкольное образование. Проект тесно связан с деятельностью власти, и поэтому нам нужна была четкая аргументация. Власть всегда реагирует на два аспекта: то, что модно, и то, что страшно. Перспективные политики, чиновники всегда обращают внимание на тенденции. Поэтому необходимо хорошо разбираться в законодательстве и понимать, какие вещи входят в обязанности местных чиновников. В итоге мы выработали три базовых направления: производственный (административный) подход - увеличение производства услуг за счет увеличения мощности сети муниципальных учреждений, строительство новых и реконструкция действующих муниципальных детских садов, открытие групп кратковременного пребывания в различных муниципальных учреждениях. Вторым был рыночный подход - оказание услуг за счет средств местного бюджета, развитие предпринимательства в сфере дошкольного образования. И компенсационный подход, то есть монетизация госгарантий. На самом деле такие проекты имеют колоссальное значение для власти, бизнеса и граждан. Семьи получают места в детских садах, власть - модернизацию системы образования, решает социальные проблемы, а бизнес - новый сегмент для деятельности".
По мнению руководителя программ направления "Социальные проекты" Агентства стратегических инициатив Ирины Петруниной, негосударственная система детских садов позволит решить не только проблему дефицита дошкольных учреждений, но и способствует модернизации системы образования, развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства: "Сейчас идет процесс создания новой нормативной правовой базы. Важно, чтобы негосударственный дошкольный сектор не остался на обочине в этой связи. Вступивший в силу с 1 сентября новый Закон "Об образовании в РФ" дал частным детским садам некоторые преференции и внес немало спорных вопросов, которые мы сейчас пытаемся решить".
Как отметил аналитик УК "Финам Менеджмент" Максим Клягин, на фоне выраженного дефицита в большинстве регионов соответствующей социальной инфраструктуры - государственных детских дошкольных учреждений - рынок частных детских садов действительно развивается в последние годы достаточно активно: "Сложно судить о его объемах, так как уровень прозрачности здесь сравнительно невысок, но динамика определенно весьма значительная. Условно могу предположить, что уже не менее 10-15% от общего объема услуг в этой сфере обеспечивается за счет деятельности частных компаний. В последнее время появляются и сетевые игроки, которые успешно тиражируют свои бизнес-модели. Впрочем, уровень консолидации в этом секторе, конечно, пока крайне низкий - доминируют небольшие частные проекты".
По мнению эксперта, в дальнейшем на рынке будут развиваться корпоративные проекты: "Крупные компании, развивающие социальные программы для сотрудников, заинтересованы в создании собственных детских садов и готовы инвестировать средства и даже брать в управление государственные учреждения. На мой взгляд, в условиях, когда у местных бюджетов фактически нет средств на поддержание этой социальной функции, речь вполне может идти о механизмах ГЧП. При условии целевой государственной поддержки частный проект с учетом значительного спроса на эти услуги может рассчитывать на высокий для потребительского сектора уровень чистой рентабельности: по примерным оценкам, в среднем диапазоне 10-20%".
Наиболее актуальным вопросом для частного бизнеса в этой сфере остается низкая инфраструктурная обеспеченность: дефицит площадей, отвечающих всем нормативным требованиям. "Это один из основных негативных факторов, существенно повышающих издержки бизнес-проектов частных дошкольных организаций и тормозящих развитие предпринимательства в этой сфере. Именно в этом направлении логично наиболее активно использовать инструменты ГЧП. Льготные арендные условия, субсидирование затрат на капитальный ремонт, стимулирование нового профильного строительства, а также активная работа по возобновлению целевого использования подобных объектов - ключевые драйверы роста и развития ГЧП", - добавил Максим Клягин.
Про другую возможность развития ГЧП в дошкольном образовании рассказал руководитель Центра образовательных разработок бизнес-школы "Сколково" Денис Конанчук: "Один из главных трендов сегодня - цифровая революция и переход на дистанционную систему обучения, в том числе и в дошкольном образовании. Ребенку не обязательно присутствовать в детском садике, чтобы получать дошкольное образование. Сейчас существует масса образовательных программ на планшетных компьютерах, которые обучают алфавиту, письму, счету и так далее. Образовательные программы составляют 5% от всех приложений для планшетов. Из них 80% - это приложения для дошкольников. И родители готовы тратить по 2-3 доллара за программу, которая научит их ребенка грамотности".
Рынок онлайн-образования для дошкольников сейчас составляет 120 млн долларов, и за ближайшие 15 лет, по прогнозам экспертов, он может вырасти в 10 раз. "На Западе развитие подобных образовательных инноваций за счет частной инициативы - это норма. Такие проекты оплачиваются не государством, а родителями или компаниями. Также в последние годы в США появились первые специализированные бизнес-инкубаторы, поддерживающие новые образовательные решения для школьного и дошкольного образования. Подобные программы помогают обучать ребенка быстрее и дешевле, - убежден Денис Конанчук. - Проекты по разработке специализированных программ для дошкольников могли бы реализовываться в формате государственно-частного партнерства и в России. Сейчас это мировой тренд".