30.09.2013 23:40
    Поделиться

    Энергоемкость ВВП России должна снизится на 40 процентов к 2020 году

    Энергоемкость российской экономики в среднем в 2,5 раза превышает среднемировой показатель. И сегодня это является одной из ключевых проблем отечественной экономики - без эффективного производства единственным конкурентоспособным российским продуктом на международном рынке остается сырье. Поэтому за последние три-четыре года на государственном уровне был принят ряд федеральных программ и законопроектов, направленных на повышение энергоэффективности российской экономики. Ключевая задача - снижение энергоемкости ВВП России на 40% к 2020 году.

    Несмотря на повышенное внимание властей к проблеме энергоэффективности, общего понимания, как решить поставленную задачу, пока нет. И если конкуренция заставляет частный сектор снижать издержки производства, в том числе за счет повышения энергоэффективности, то для государственного непроизводственного сектора экономики такого стимула нет. Прежде всего речь идет об энергоэффективности в ЖКХ и городском хозяйстве. Множество инжиниринговых компаний готовы обеспечить эффективное внедрение современных технологий и разработок. Но сложности заключаются в присутствии административных барьеров - в некачественном государственном управлении, в низкой экономической прозрачности работы городских коммунальных структур, в отсутствии отработанных механизмов взаимодействия государства и частного бизнеса.

    В итоге сегодня в среднем по России износ объектов коммунальной инфраструктуры составляет 60%, в отдельных регионах эта цифра превышает 70-80%. В результате использования изношенных коммуникаций потери, например, в тепловых сетях достигают 30%.

    Прорывы труб и периодические отключения электроэнергии в целых поселках для России стали уже нормой. Эти факты позволяют получить довольно ясное представление об эффективности коммунальной инфраструктуры в России в целом. Самостоятельно решить эту проблему у государства пока не получается. Очевидно, что для кардинального изменения ситуации необходимо привлечь частный бизнес. И в последнее время практика государственно-частного партнерства в этой сфере применяется все активнее.

    В частности, одним из наиболее перспективных направлений сотрудничества между частным бизнесом и государством в секторе ЖКХ являются энергосервисные контракты в сфере электроосвещения. Для государственного заказчика ключевым преимуществом такого формата сотрудничества является тот факт, что все расходы по осуществлению энергосберегающих мероприятий на себя берет исполнитель. Возврат инвестиций осуществляется за счет сэкономленных средств по оплате электроэнергии. Подобный подход стимулирует исполнителя предложить наиболее эффективные решения, что позволяет получить большую экономию и быстрее вернуть вложения. Полем для реализации энергосервисных контрактов являются городское освещение и освещение муниципальных объектов. В среднем потенциал снижения энергопотребления за счет внедрения сберегающих технологий в области электроосвещения оценивается в 40%. И эта цифра является приемлемой для инвесторов, которые видят свою выгоду и готовы вкладывать средства в подобные проекты. Но поскольку практика энергосервиса в России еще не развита, большого интереса к этой форме сотрудничества со стороны муниципалитетов пока нет. Возможно, это связано с отсутствием достаточного количества законодательных актов, которые бы четко регулировали процесс реализации энергосервисных контрактов.

    Не исключено, что с этим же связано и ограничение сферы применения энергосервиса. В частности, если в сфере электроосвещения просчитать экономию, получаемую в результате замены оборудования и установления приборов учета, возможно, то замерить теплопотери и просчитать экономию от замены узлов теплотрассы чрезвычайно сложно.

    При этом известно, что для достижения полезного эффекта от производства и потребления теплоэнергии в России расходуется в среднем в три раза больше ресурсов, чем в Европе и США, что говорит о необходимости модернизации теплосетей. В развитых странах теплосети находятся на другом техническом уровне - здесь применяются индивидуальные тепловые пункты, автоматические системы регулирования, индивидуальные регуляторы, автономные котельные и так далее.

    При этом Россия занимает первое место в мире по масштабам теплоснабжения - объему производства тепла, развитию теплофикации, протяженности теплосетей. Самостоятельно финансировать масштабную модернизацию тепловой инфраструктуры государство не в состоянии, поэтому привлечение частных инвестиций в этот сектор необходимо.

    Таким образом получается, что потенциал для повышения энергоэффективности есть, также есть готовые технические решения. Для привлечения инвестиций нужно лишь предоставить прозрачную схему возврата средств: разработать и утвердить долгосрочную тарифную сетку, гарантировать прозрачность управления и регулирования отрасли. Эти меры позволят создать почву для привлечения инвесторов в этот сектор, например, в качестве управляющих компаний. Одновременно нужно стимулировать и муниципалитеты к участию в энергосервисных контрактах и проектах на основе ГЧП. В частности, можно ставить целевые показатели госзаказчикам по количеству заключенных контрактов.

    Еще один из способов повышения энергоэффективности инфраструктуры ЖКХ и городского хозяйства - развитие малой энергетики. Развитие технологий уже привело к появлению генерирующих установок малой мощности, сопоставимых по своей эффективности с крупными генерирующими установками. Появление подобных установок в отдельных муниципалитетах вполне возможно.

    Поделиться