Изначально планировалось, что закон будет рамочным. Как ранее рассказывал "РБГ" Сергей Беляков, в законопроекте предполагалось прописать лишь общие принципы отношений частного и публичного партнера, дать определение ГЧП. К такому решению в минэкономразвития пришли, поскольку соглашения ГЧП очень специфичны, каждый раз оговаривается, какой объем работ, какие услуги оказываются, как размещаются вложенные деньги, как формируется доходность, каковы гарантии прав инвесторов, каковы условия расторжения соглашения, пояснял тогда замминистра. Регионам давали возможность вводить дополнительное регулирование в собственных законах.
Однако сейчас ситуация изменилась. В законопроекте ко второму чтению будут прописаны одиннадцать форм ГЧП, отличных от концессионных соглашений. Это все формы, используемые в мировой практике: ВТО (строительство/реконструкция объекта, который затем передается в собственность публичного партнера, получение дохода от эксплуатации объекта), ВОТ/DВОТ (проектирование/строительство/реконструкция объекта, его эксплуатация и получение дохода от эксплуатации, а затем передача в собственность публичного партнера), ВОL/DВОLT/DBOL/DВОLT (проектирование/строительство/реконструкция объекта, передача его в аренду публичному партнеру (с правом выкупа) и другие. Формы четко прописывают в законе, чтобы дать ориентир регионам и муниципалитетам по формам соглашений и тому, как они могут быть реализованы
По словам зампреда Госдумы Сергея Железняка, муниципальные власти стремятся при помощи ГЧП решить проблему нехватки бюджетных средств "принудить предпринимателей" инвестировать, при этом не всегда оценивая эффективность и рентабельность проекта. "Развитие института государственно-частного партнерства на муниципальном уровне всегда приветствуется и способствует развитию инфраструктурных проектов. Однако нужно понимать, что при отсутствии стройного законодательного регулирования возникают разные ожидания со стороны властей и со стороны предпринимателей", - заметил он на слушаниях.
Напомним, законопроект, принятый в первом чтении в апреле, определяет основы госрегулирования в этой сфере, полномочия РФ, регионов и муниципальных образований при реализации соглашений ГЧП, в том числе по обязательному финансированию и эксплуатации или техобслуживанию объекта соглашения. Документ устанавливает конкурсный порядок заключения соглашений о государственно-частном партнерстве, а также гарантии прав и законных интересов частных партнеров и кредиторов. Законодательство в сфере ГЧП должно быть понятным, обеспечивающим однозначность и невозможность манипулирования нормами, а с другой стороны - обеспечить креативность форм, считает первый зампред Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Елена Николаева.
Пока же проекты государственно-частного партнерства в первую очередь нужны государству, а не частному бизнесу, поскольку целью реализации таких проектов является эффективное выполнение задач, относящихся к публичному сектору, указывает юрист практики ГЧП юридической фирмы Art de Lex Ольга Пудина. В международной практике инициатором проектов ГЧП могут выступать частные партнеры, однако в России пока государство приглашает бизнес к участию.