К такому выводу пришли руководители ведущих вузов Нижнего Новгорода в ходе круглого стола, организованного "РГ" и министерством образования Нижегородской области. По словам заместителя руководителя ведомства Ильи Коршунова, глубина участия бизнеса в процессе подготовки специалистов зависит от уровня их подготовки. В дошкольном и общем образовании частный капитал присутствует, вкладывая деньги в конкурсы мастерства и профориентационные программы. Но наиболее активно компании включаются в процесс на ступени профессиональной подготовки.
- Приведу пример. Только в прошлом году мы совместно с корпорацией "Русские машины" утвердили шесть профессиональных стандартов, компания взяла на себя их разработку, - пояснил Коршунов. - Каждая профессиональная программа в профессиональном образовании обязательно согласовывается с представителями крупнейших работодателей. Все преподаватели или мастера производственного обучения в профобразовании должны пройти стажировку или краткосрочное обучение на предприятии. Сегодня мы также видим смещение интересов промышленности к выпускникам старших классов. Именно в этом возрасте удается лучше сориентировать молодых людей на получение технического образования, заинтересовать их в работе в конкретной компании.
Что касается высшего образования, то оно, по словам замминистра, должно обладать академической свободой. Иначе создать действительно прорывные технологии было бы невозможно. "Важна сама университетская среда, что было бы, если бы Марка Цукерберга заставляли работать исключительно на промышленность? В высшем образовании должно быть сочетание академической свободы и ориентации на заказы предприятий", - заключил чиновник.
Ректор Нижегородского государственного университета (ННГУ) Евгений Чупрунов высказался более жестко: разработка образовательных стандартов бизнесом - путь в никуда.
- Стандарт - это то, на что поступает первокурсник. Такой документ можно изучить в интернете и понять, чему тебя станут учить. Теперь представьте, что стандарт разработает человек из Apple. Что он напишет? Требования к нынешнему планшетнику или другому гаджету. Но в передовых отраслях технологии кардинально меняются каждые шесть лет. Предугадать, какими они будут, могут люди, которые занимаются наукой, а не кадрами, - уверен ректор ННГУ.
По словам ученого, сотрудничество вузов и компаний должно лежать в другой плоскости. Во-первых, никто не станет готовить специалистов штучно. Поэтому делать определенный заказ смогут только крупные предприятия. Во-вторых, чтобы получить отдачу, бизнес должен соразмерно вложиться в процесс подготовки.
- Не надо читать лекции студентам или разрабатывать стандарты, пусть этим занимаются профессионалы, - считает Евгений Чупрунов. - Дайте возможность студентам практиковаться на производстве, а преподавателям - вести совместные проекты. Например, можно создать отраслевую лабораторию, которая начнет решать задачи бизнеса. Параллельно там работают студенты, набираются опыта и потом приходят на производство уже подготовленными. Подобным образом мы уже много лет сотрудничаем с корпорацией Intel и Российским федеральным ядерным центром в Сарове.
Правда, такие примеры являются скорее единичными. В частности, заместитель главного редактора "РГ" Алексей Савин процитировал председателя правления Сбербанка Германа Грефа, на сентябрьском бизнес-саммите в Нижнем Новгороде сетовавшего, что ни один вуз не интересовался у него, какие специалисты нужны банковской сфере. При этом годовой набор сотрудников только Сбербанком составляет восемь тысяч человек.
- Никто к Грефу не придет и специально для него людей готовить не начнет, может быть, за исключением пограничных случаев, - парировал Евгений Чупрунов. - Напомню, что с будущего года российские вузы впервые выпустят бакалавров, обучающихся по четырехлетней программе. Главная цель такой подготовки, чтобы человек получил базу, а потом смог найти себя в жизни, определиться, идти ли в магистратуру или сразу получать какую-то рабочую специальность. Это накладывает большие ограничения на участие работодателя в подготовке специалистов. Если мы развернем подготовку только для Грефа, то те выпускники, которых он не возьмет на работу, после четвертого курса не устроятся никуда!
- Согласен с тем, что готовить узких специалистов под конкретные компании неправильно. Мы даем общее образование на базе 10 кафедр, но все они завязаны на те или иные предприятия, где студенты на практике могут получить более узкие знания. Одно другого не исключает, - заявил ректор Нижегородского государственного технического университета Сергей Дмитриев. - Если говорить о вложениях бизнеса в структуру вуза, то таковыми я считаю заказы на опытно-конструкторские работы, которые мы делаем для предприятий. Это чисто хоздоговорная деятельность, по нашему вузу это примерно полмиллиарда рублей в год.
Вместе с тем ректор оговорился, что высшее техническое образование все-таки стоит особняком, поскольку без взаимодействия с бизнесом, промышленностью "не ясно, кого и для чего мы обучаем". "Раньше молодому инженеру, пришедшему на завод, говорили: забудь, что тебе преподавали в институте, мы тебя сами научим. В моем понимании такого не должно быть", - уверен профессор Дмитриев.
Ректор Нижегородского лингвистического университета Борис Жигалев в свою очередь отметил, что участие бизнеса в подготовке кадров зависит не только от уровня образования, но и от его специфики.
- В чисто лингвистическом образовании какое-то участие бизнеса в формировании стандартов вряд ли возможно. А если говорить о подготовке специалистов по туризму или менеджменту с высоким уровнем владения языками, то здесь участие бизнеса необходимо. И заказ, и практика на этих предприятиях должны быть, - пояснил он.
С коллегой согласился ректор Нижегородского педагогического университета Александр Федоров, отметивший, что применительно к его вузу участие бизнеса в образовательном процессе может рассматриваться лишь как разновидность социальной ответственности. Проректор по научной работе Нижегородской медицинской академии Игорь Терентьев в свою очередь выразил уверенность, что бизнес куда больше нуждается в его вузе, чем наоборот. "Становление частных клиник происходит за счет кадров из государственных лечебных учреждений, которые готовим мы. А что нам могут дать частные клиники? Да, где-то студенты проходят практику, но это касается в основном стоматологии. Весь спектр медицинской работы они представить не могут", - резюмировал он.
В заключение Илья Коршунов сообщил, что сейчас министерство образования Нижегородской области разрабатывает регламент взаимодействия с инвесторами. В случае одобрения их проектов на Инвестиционном совете при губернаторе они получат поддержку в виде переориентации образовательных программ части учреждений под их нужды.
- Конечно, надо учитывать, что такая перестройка требует времени, и если инвестор рассчитывает на подобный результат, он должен заявить о своих намерениях заранее, - пояснил заместитель министра.